Андрей рублев икона

Андрей рублев икона

Андрей Рублёв

Андрей Рублёв


Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)

Дата рождения:

ок.1360

Дата смерти:

17 октября 1428

Место смерти:

Москва

Жанр:

иконопись

Работы на Викискладе

Запрос «Рублёв» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Рублёв (значения).

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.

Биографические сведения

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).

В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определенной вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублеву.

Мировоззрение

Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV—XV веков

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).

В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Творчество

Апостол Павел. 1410—1420

В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.

Память

Почтовая марка СССР, 1961 год

  • В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.
  • Во Владимире памятник Андрею Рублеву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова.
  • В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
  • «Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») — фильм Андрея Тарковского.
  • Андрей Рублёв — серия памятных монет Банка России.
  • В 1961 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Андрею Рублёву.
  • Скульптура Андрея Рублёва на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор В. Трохимчук).
  • Научно-популярный фильм «Андрей Рублёв», снятый в 1987 году киностудией «Леннаучфильм» (режиссёр Л. Никитина, оператор В. Петров).

Примечания

  1. 1 2 Андрей Рублёв // Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 380—387. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  2. Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля
  3. Найдены останки Андрея Рублёва и Даниила Чёрного
  4. Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 272
  5. Прот. Вячеслав (Савиных). История Спасо-Андроникова монастыря и обретение святых мощей. В кн.: Заграевский С. В. Вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. М., 2008.
  6. Церковь Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря
  7. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5—6 декабря 2005 года / Отв. ред. Т. В. Чумакова. СПб.: Лемма, 2005. 252 с. ISBN 5-98709-013-X.

Литература

  • Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959. — 40 с.
  • Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.
  • Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры Вып. 1. М., 1975.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа, М.: Искусство, 1966. — 312 с.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв: краткие биографические сведения // Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., Искусство, 1983, 1994, 1996, 2000. — ISBN 5-210-01342-0.
  • Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. Л.: Издательство АН СССР, 1962. — 172 с.
  • Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 206 с.: ил.
  • Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М., 1974.
  • Сергеев В. Н. Рублёв / Валерий Сергеев. — Изд. 2-е. — М.: Моодая гвардия, 1986. — 256, с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 8(618)). — 150 000 экз. — ISBN 978-5-235-01544-9 (в пер.)
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука, 1996.
  • Плугин В. А. Мастер Святой Троицы. М., 2001.
  • Дудочкин Б. Н. Андрей Рублёв. Биография. Произведения. Источники. Литература // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сборник статей в честь Г. В. Попова. — М., 2002. — С. 300—421.
  • Померанц Г., Миркина З. В тени Вавилонской башни. М., 2004 (Серия «Humanitas»).
  • Осташенко Е. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. М., 2005.
  • Ульянов О. Г. Деисус Андреева письма Рублёва из Благовещенского храма Московского Кремля: к 575-летию преставления преподобного иконописца // Макариевские чтения. М.: Можайск-Терра, 2005. Выпуск XII: Иерархия в Древней Руси.
  • Ульянов О. Г. Архангел Михаил хранитель святой Троицы: Из наследия преподобного Андрея Рублёва // Новая книга России. 2005. № 2, 3.
  • Грицак Е. Н. Мир Рублёва. М., 2006.
  • Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007.
  • Попов Г. В. Андрей Рублёв. М., 2007.
  • Рублёв Андрей — статья из Большой советской энциклопедии
  • Чернов А. «Что есть истина?»: Тайнопись в Троице Андрея Рублёва
  • Галинский Ю. С. Юность художника. Повесть об Андрее Рублёве

Ссылки

Андрей Рублёв на Викискладе

  • Андрей Рублёв. Биография. Свидетельства. Иконография. Исследования творчества.
  • Андрей Рублёв в библиотеке «Старатель»
  • Творчество Андрея Рублёва: иконы, фрески и миниатюры
  • Сайт об Андрее Рублёве
  • В. Г. Брюсова. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва. РусАрх
  • Загадки Андрея Рублёва — документальный фильм А. Гороватского на сайте телеканала Россия-24
  • Рублёв Андрей. Картины и биография
  • Элла Максимова. Найдены останки Андрея Рублева?

Запрос «Рублёв» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Рублёв (значения).

Андрей Рублёв


Икона преподобного Андрея Рублёва

Имя в миру

Андрей Иванов сын Рублёв

Родился

1360-е

  • Великое княжество Московское

Умер

29 января 1430

  • Андроников монастырь, Москва, Великое княжество Московское

Монашеское имя

Андрей

Почитается

в православии

Канонизирован

В лике

преподобного

Главная святыня

икона «Троица»

День памяти

4 (17) июля — преставление 6 (19) июля — Собор Радонежских святых

В неделю перед 26 августа (8 сентября) — Собор Московских святых

Покровитель

иконописцев, художников, людей искусства

Атрибуты

монашеское одеяние, икона «Троица»

Подвижничество

иконопись

Медиафайлы на Викискладе

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Биография

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов, но не позднее 1370 года. Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Монашеский постриг принял, вероятно, незадолго до 1405 года в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по существовавшей в то время традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя, и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом (мо­на­хом) Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. В пе­реч­не имён в летописи он на­зван по­след­ним, то есть он был млад­шим. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего три года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою четвёртую известную по летописям работу — фрески Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые рядом авторов были ошибочно приписаны Андрею Рублёву.

Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV—XV веков Основная статья: Список работ Андрея Рублёва

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.

В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

Большинство исследователей согласны с тем, что им, скорее всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублёва, в настоящее время большинство исследователей считает работой школы (артели) или даже просто современников мастера.

Канонизация

Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.

По православному календарю, память святому совершается три раза в год:

  • 4 (17) июля — преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца (1428; служба без знака).
  • 6 (19) июля — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
  • В неделю перед 26 августа (8 сентября) — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.

Тропарь, глас 3

Бжⷭ҇твеннагѡ свѣ́та лꙋча́ми ѡ҆блиста́емый, ꙳ прпⷣбне а҆ндре́е, ꙳ хрⷭ҇та̀ позна́лъ є҆сѝ бж҃їю премⷣрость и҆ си́лꙋ, ꙳ и҆ і҆кѡ́ною ст҃ы́ѧ трⷪ҇цы всемꙋ̀ мі́рꙋ проповѣ́далъ є҆сѝ ꙳ є҆ди́нство во ст҃ѣ́й трⷪ҇цѣ. ꙳ мы̀ же со ᲂу҆дивле́нїемъ и҆ ра́достїю вопїе́мъ тѝ: ꙳ и҆мѣ́ѧй дерзнове́нїе ко прест҃ѣ́й трⷪ҇цѣ ꙳꙳ молѝ просвѣти́ти дꙋ́шы на́шѧ.

Кондак, глас 8

Ѿ ю҆́ности къ бжⷭ҇твеннѣй красотѣ̀ ᲂу҆стремлѧ́ѧсѧ, ꙳ чꙋ́дный і҆кѡнопи́сецъ въ землѣ̀ рѡссі́йстѣй бы́лъ є҆сѝ, ꙳ и҆ бг҃онѡ́снымъ твои́мъ ᲂу҆чи́телємъ поревнова́въ, ꙳ сїѧ́нїемъ добродѣ́телей ᲂу҆кра́силсѧ є҆сѝ, прпⷣбне а҆ндре́е, ꙳꙳ тѣ́мже и҆ ꙗ҆ви́сѧ цр҃кве на́шеѧ похвала̀ и҆ ра́дованїе.

  • В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Перед главным входом в музей имени Рублёва установлен памятник Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.
  • В городе Городце Нижегородской области имя Андрея Рублёва с 1964 года носит одна из улиц в старой части города. Сегодня она — часть Музейного квартала Городца, место пешеходных экскурсий и городских фестивалей. Улицы Андрея Рублёва есть в Звенигороде, Брянске, Новосибирске, Уфе.
  • В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
  • «Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») — фильм Андрея Тарковского.
  • Скульптура Андрея Рублёва на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор Василий Трохимчук).
  • Научно-популярный фильм «Андрей Рублёв», снятый в 1987 году киностудией «Леннаучфильм» (режиссёр Л. Никитина, оператор В. Петров).
  • Балет «Андрей Рублёв», написанный для Астраханского государственного театра оперы и балета (музыка Валерия Кикты, режиссёр Константин Уральский).
  • В Западном административном округе Москвы строится храм в честь Андрея Рублёва
  • В честь Андрея Рублёва назван один из самолётов авиакомпании «Аэрофлот» — Airbus A320 VP-BTJ.
  • Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова

  • В 1961 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Андрею Рублёву

  • Андрей Рублёв — серия памятных монет Банка России

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118603620 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  3. Архив изобразительного искусства — 2003.
  4. http://satucket.com/lectionary/andrey_rublev.htm
  5. 1 2 Андрей Рублёв // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 380—387. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  6. Найдены останки Андрея Рублёва и Даниила Чёрного Архивировано 30 января 2009 года.
  7. 1 2 Попова, 2005.
  8. Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. — М., 1974. — С. 272.
  9. Андрей Рублёв: в лике святого. Мультимедийная лекция профессора Олега Ульянова в международном пресс-центре. РИА Новости, 29.10.2013.
  10. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Мат-лы межд. науч. конф. 5—6 декабря 2005 года / отв. ред. Т. В. Чумакова. — СПб.: Лемма, 2005. — 252 с. — ISBN 5-98709-013-X.
  11. Дудочкин Б. Н. Рублёв Андрей // Кочетков И. Словарь русских иконописцев. — М.: Индрик, 2003. — ISBN 5-85759-213-5.
  12. Попова О. С. Андрей Рублёв // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — 2001.
  13. Прп. Андрей (Рублёв) Московский, иконописец. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  14. О балете «Андрей Рублёв» | Астраханская государственная консерватория. astracons.ru. Дата обращения 4 октября 2018.
  15. Самый большой строящийся храм на западе столицы станет архитектурной доминантой района. Дата обращения 7 ноября 2018.
  16. Андрей Рублёв в «Аэрофлоте» // Турбизнес. — 2006. — № 14 (октябрь).

  • Алпатов М. В. Андрей Рублёв. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 206 с.
  • Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. — Вып. 1. — М., 1975.
  • Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва. Музей имени Андрея Рублева
  • Галинский Ю. С. Юность художника. Повесть об Андрее Рублёве
  • Грицак Е. Н. Мир Рублёва. — М., 2006.
  • Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. — М., 1963.
  • Дудочкин Б. Н. Андрей Рублёв. Биография. Произведения. Источники. Литература // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сб. ст. в честь Г. В. Попова. — М., 2002. — С. 300—421.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. — М.: Искусство, 1966. — 312 с.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв: краткие биографические сведения // Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 1983. — ISBN 5-210-01342-1.
  • Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. — Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — 172 с.
  • Осташенко Е. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. — М., 2005.
  • Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. — М., 1974.
  • Плугин В. А. Мастер Святой Троицы. — М., 2001.
  • Померанц Г., Миркина З. В тени Вавилонской башни. — М., 2004. — («Humanitas»).
  • Попов Г. В. Андрей Рублёв. — М., 2007.
  • Андрей Рублёв / Попова О. С. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 732. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  • Рублёв Андрей // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Сергеев В. Н. Рублёв. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 256, с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 8 (618)). — 150 000 экз. — ISBN 978-5-235-01544-9.
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. — М.: Наука, 1996.
  • Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Памятники культуры. Новые открытия. — М.: Наука, 2008. — С. 364—394.
  • Ульянов О. Г. Эволюция иконографии Живоначальной Троицы в древнерусском искусстве времени прп. Андрея Рублёва и проблемы семантики образа // Тр. ГМИР. — Вып. 9. — СПб., 2009. — С. 7—15.
  • Ульянов О. Г. Эпитафия прп. Андрею Рублеёу (проблемы атрибуции) // II научные чтения памяти В. А. Плугина. Москва, 10 декабря 2012 г. — Вестник Московского университета. — Серия 8. История. — М., 2013. — № 4. — С. 132—133.
  • Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. — М., 2007.
  • Русское Возрождение. Андрей Рублёв. Биография. Иконы
  • Андрей Рублёв в библиотеке «Старатель»
  • Рублёв Андрей. Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…
  • Андрей Рублёв
  • Ульянов О. Г. Андрей Рублев: в лике святого. Oткрытая лекция в рамках проекта «ЛектоРИА», посвященная дню памяти 30 октября иконописца Андрея Рублева († 17.10.1428) // Международный мультимедийный пресс-центр РИА Новости. М., 2013.
  • Загадки Андрея Рублёва — документальный фильм А. Гороватского на сайте телеканала Россия-24
  • Рублёв Андрей.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BAV: ADV10037052 · BIBSYS: 90397172 · BNE: XX1100708 · BNF: 11950441k · GND: 118603620 · ISNI: 0000 0001 2125 8455 · LCCN: n82073069 · LNB: 000078963 · NKC: jn20000720260 · NLA: 35544604 · NSK: 000141057 · NTA: 071231110 · NUKAT: n97000971 · LIBRIS: 88293 · SUDOC: 027471047 · VIAF: 229794719 · ULAN: 500001430 · WorldCat VIAF: 229794719

Сохранившиеся работы
  • Фрески Успенского собора во Владимире (1408)
  • Икона «Троица» (1411/1427)
Атрибутируемые
  • Звенигородский чин (ок. 1396—1399)
  • Евангелие Хитрово (1390-е (?))
Приписывавшиеся ранее
  • Иконостас Благовещенского собора Кремля
  • Васильевский чин (1410-е)
  • Иконостас собора Троице-Сергиевой Лавры (1420-е)
  • Фрески Успенского собора на Городке
  • Морозовское Евангелие (ок. 1405—1415)
  • Андрониково Евангелие (1420-е (?))
Утраченные
  • Фрески Благовещенского собора Кремля (1405)
  • Фрески собора Троице-Сергиевой Лавры (1420-е)
  • Фрески Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1428)
Прочее

Андрей Рублёв и его иконы

Андрей Рублев — известный древнерусский иконописец, знаменитый своими росписями соборов Москвы, Владимира и монастыря в Троице-Сергиевой лавре. Биографических данных о его жизни сохранилось немного, о них рассказывается в его биографии. Самая знаменитая его икона, хранящаяся в Третьяковской галерее, — «Троица».

Преподобный Андрей Рублев. конец XX века —Икона.

Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)

*1360-е годы — родился в Радонеже в семье ремесленника.

*1405 г. — участвует вместе с другими художниками в работе над фресками и иконами Благовещенского собора (Москва).

*1408 г. — работы в Успенском соборе Владимира вместе с Д. Черным, уже в эти годы он имел свой стиль и обучал учеников.

*1420 г. — создание иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, в том числе и известной «Троицы», считающейся шедевром мировой иконописи.

*1425 г. — участие в строительстве и росписях Андроникова монастыря (Москва).

*1428 г. — смерть от чумы. Детство, отрочество, монашество Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно.

Спас в силах

Детство, отрочество, монашество

По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим — в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно). Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.

Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.

Начало творческого пути

В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 — старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.

Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и другие.

Благовещение .Вознесение Христово. 1408 г. Преображение Господне Крещение Господне.

В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.

Богоматерь Владимирская

Росписи Владимирского Успенского собора

Следующие достоверные факты биографии Андрея Рублева говорят об упоминании его как о художнике и приходятся на май 1408 года, когда московский князь повелел написать новые фрески на месте утраченных росписей 12-го века в Успенском соборе во Владимире. Андрей Рублев и Даниил Черный приехали сюда по приглашению князя, чтобы делать настенные росписи, а Рублев еще работал над несколькими иконами, в том числе со своими учениками. Эти работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее в Петербурге.

«Страшный Суд» — фрески в Успенском соборе во Владимире.

Фрески на западной стене Владимирского собора, которые сохранились до наших дней, являются частями большой композиции «Страшный суд». В ней четко определены изображения, принадлежащие руке А. Рублева, которые имеют необычный и сильный эмоциональный настрой. В фигурах ангела с трубой, апостола Петра и самих сценах суда отсутствуют эмоции страха перед карами небесными, а возносится просветленное настроение и идея всепрощения.

Вход Господень в Иерусалим 1405 г.

Иконы в Звенигороде

В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий. Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о духовных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

Архангел Михаил. 10-е годы XV века

Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом. Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью.

Спас Вседержитель. 1410-1420

В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека.

Архангел Михаил10-е годы xv века

Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.

Апостол Павел

Росписи собора Святой Троицы

В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами. Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.

История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.

Троица

К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».

Последняя работа

В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева. Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью. Фильм об Андрее Рублеве В биографии Андрея Рублева до сих множество черных пятен. По сути, точных данных о нем известно очень мало, кроме двух упоминаний в исторических источниках. Даже написание его знаменитой иконы «Троица» исследователи датируют двумя разными годами: 1411 или 1425-1427 гг.

Сретение Господне 1405 г..

Одним из способов поведать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении как художника стал фильм-повествование, снятый в 60-е годы 20-го века знаменитым режиссером А. Тарковским. В нескольких новеллах фильм рисует картины средневековой Руси, повествует кратко о биографии Андрея Рублева, о его мировоззрениях и сомнениях, об его обете молчания, который он соблюдал 15 лет, и других интересных фактах из жизни иконописца.

Завершающие кадры фильма «Андрей Рублев» АндреяТарковского

Андрей Рублев. Пресвятая Троица — «Библейский сюжет»

16-летний москвич Андрей Рублев стал первым россиянином, выигравшим юношеский «Ролан Гаррос». Блог «Эйс на второй подаче» разузнал все самое важное о сыне боксера.

Первый русский победитель юношеского «Ролан Гаррос»

В Париже Андрей был посеян под четвертым номером и по ходу турнира из топ-юниоров сначала обыграл в 1/4 финала своего партнера по паре Стефана Козлова (№6), в полуфинале разделался с бразильцем Орландо Лузом (№2), а в финале в двух сетах победил испанца Хауме Антони Мунара Клара (№7). В финале у парней было по девять брейк-пойнтов, но Рублев использовал четыре, а Клар только один, позволив 16-летнему уроженцу Москвы стать первым россиянином, чемпионом юношеского «Ролан Гаррос».

Ранее подобное удавалось двоим теннисистам СССР: в 1966 году Париж покорился москвичу Владимиру Короткову, а в 1991-м сильнейшим стал киевлянин Андрей Медведев. Кроме того, Рублев стал вторым россиянином после Андрея Кузнецова, чемпиона «Уимблдоне»-2009, сумевшим выиграть турнир «Большого шлема».

Андрей и его соперник после парижского финала.

Победитель Orange Bowl

В декабре 2012-го Андрей выиграл крупнейший юниорский турнир Orange Bowl (категория U-16), обыграв в финале хозяина кортов американца Томми Пола – 6:3, 6:4. У этого турнира богатая история – он проводится с 1947 года, а его победителями в разные годы становились Крис Эверт, Бьорн Борг, Джон Макинрой, Иван Лендл, Жюстин Энен, Роджер Федерер и другие будущие звезды.

«В 2011 году я участвовал в Orange Bowl в категории U-14 и уступил в 1/16 финала. Причина проигрыша в том, что я на тот момент был первым в Европе, очень хотел выиграть этот турнир и перегорел. В этот же раз я просто настраивался на каждый матч», – признается Рублев.

В 16 лет в пятой сотне рейтинга

Перед Парижем Андрей размялся на домашнем фьючерсе Moscow Open с призовым фондом в 15 тысяч долларов. В финале не входивший в число сеяных 16-летний Рублев обыграл в двух сетах опытного Станислава Вовка – 6:0, 6:4, таким образом завоевав свой третий титул категории ITF. В 2013 году он победил на турнире в академии Ника Боллетьери во Флориде, а весной 2014-го выиграл в Казахстане, одолев в финале словака Марека Семьяна, находящегося в третьей сотне мирового рейтинга.

С Ником Боллетьери и соперником по флоридскому финалу Мартинсом Подзусом

Кроме того, летом 2013-го рыжеволосый Рублев стал первым за 27 лет россиянином, выигравшим золото юношеского чемпионата Европы U-16. Эти успехи, а также триумф в Париже позволили Андрею, которому 17 лет исполнится только в октябре, забраться на первое место в юниорском рейтинге ITF и невероятно высокую для его возраста позицию в рейтинге АТР – 443-ю.

Андрей Рублев и Дарья Касаткина – чемпионы Европы-2013 в категории U-16

«На сегодня скорость полета мяча у Рублева соответствует мужскому теннису, да и на грунте он чувствует себя как рыба в воде. Андрей отлично видит корт, может сыграть в любой угол», – такую характеристику выдает заслуженный тренер России Владимир Камельзон.

Мама – тренер

В теннис Андрея привела мама Марина Маренко, которая в разное время работала с Анной Курниковой, Дарьей Гавриловой и Ириной Хромачевой. Когда сыну исполнилось три года, Марина подарила ему ракетку и отвела на корт – с тех пор она главный человек в развитии карьеры сына, несмотря на то, что Андрей успел поработать и с другими специалистами. Несколько лет назад с ним плодотворно сотрудничал француз Филипп Вайс, а с 2013 года Рублева тренирует белорус Сергей Тарасевич.

С семьей

«Я давно знаком с Андреем и, разумеется, знал плюсы и минусы его игры. Его сильная сторона – характер, который позволяет ему бороться за победу в любой ситуации. Но, конечно, как и у каждого теннисиста, у Андрея есть и минусы: порой у него пропадает подача, или возникает неустойчивое психологическое состояние. Впрочем, это возрастное», – считает Тарасевич.

С грунтом на «ты»

С детства Андрей занимался в СДЮШОР «Спартак», где в основном тренируются на грунте. Возможно, именно в этом стоит рассматривать секрет его успеха в Париже, хотя сам Рублев не считает себя типичным «грунтовиком».

«Честно говоря, я и сам не знаю, какие корты мне нравятся больше. Пока до конца не определился. Мой стиль игры – атакующий на задней линии. Я играл на траве в Галле, и мне понравилось. Правда, она там медленнее, чем в Англии», – считает Рублев.

Возможно, однажды Рублеву удастся сделать то, что уже 9 раз получалось у Рафы

Отец – владелец сети ресторанов

Теннис – удовольствие не из дешевых, но семья Рублева в состоянии дать Андрею нужную финансовую подпитку. Отец новоиспеченного победителя «Ролан Гаррос» Андрей Рублев-старший – бывший профессиональный боксер, который уже давно успешно занимается ресторанным бизнесом. Ему принадлежат несколько ресторанов в Москве, где обычно и ужинает многочисленная семья Рублевых.

«Я никогда не ем дома. У нас 13 или 14 ресторанов, и везде разная кухня: русская, японская, итальянская. А еще есть кафе, и это прекрасно. Мой любимый ресторан – итальянский. Поварами там работают настоящие итальянцы», – делится Андрей. Что и говорить – повезло парню с родителями.

Кроме тенниса Андрей балдеет от баскетбола и «Майами Хит»

Бокс в помощь

Многие отмечают, как здорово прибавил в «физике» Андрей за последнее время – мальчишка превратился в крепкого и статного юношу.

«Уже год я использую бокс, как способ физической подготовки. Занимаюсь с тренером индивидуально. Но, разумеется, в соревнованиях не участвую», – признается Рублев.

При подготовке использованы материалы страничек игрока в Твиттер и ВКонтакте.

Андрей Рублев: Мы с Леной просто друзья

Поражение Елены Весниной, победа Анастасии Павлюченковой, дебют Андрея Рублева и появление в «Олимпийском» его персональной болельщицы фигуристки Елены Ильиных – вот чем запомнится второй день юбилейного, 25‑го Кубка Кремля.

АНШЛАГ

Приятно, когда организаторы стараются. Еще приятнее, когда их работу замечают зрители. Внезапно оказалось, что и рабочий день болельщикам не помеха. И ранняя стадия турнира, когда на корт еще не вышли главные звезды, – тоже. Уже во вторник на «Бродвее» не протолкнуться. Нет, не на улице в Нью-Йорке (там всегда аншлаг), а в зоне между кортами в «Олимпийском», где расположены стенды спонсоров, кафе и рестораны, аттракционы для посетителей, – так называют это место с начала 90‑х, когда московский турнир еще был новичком в мировом теннисном туре.

При этом что необычно – в помещении царит уютный полумрак. Фишка юбилейного Кубка Кремля – специальное освещение кортов. Когда на трибуны опускают темноту, а сами арены подсвечивают яркие софиты, переливаясь синими, фиолетовыми, зелеными цветами в перерывах между розыгрышами. Полное ощущение, что находишься на Итоговом чемпионате ATP. Или WTA. Или по меньшей мере на «Мастерсе» в Париже.

– Мы впервые попробовали такое освещение на матче сборной в Кубке Дэвиса против Польши в феврале этого года, – вспоминает президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. – И зрителям понравилось. Конечно, такая атмосфера стоит дополнительных расходов. Но на Кубке Кремля ее решено было повторить.

В итоге даже за утренними матчами с трибун наблюдают несколько тысяч человек. А ближе к вечеру их становится еще больше. Что же на финалах?
АВАНТЮРА

Увы, но даже такая усиленная поддержка не помогает Елене Весниной. В понедельник вместе с Екатериной Макаровой она уступила в первом круге парного разряда 18‑летней чешке Катерине Синяковой и сербке Александре Крунич. А вчера проиграла и в одиночке – опять же Синяковой, которая только пытается пробиться в ТОП-100 рейтинга WTA.

– Вообще само решение выступить на Кубке Кремля изначально было какой-то авантюрой, – признается Елена. – У меня до сих пор болит плечо, которое я надорвала еще на US Open. Уже на разминке понимала, что не смогу нормально сыграть. От этого нервничала и злилась. Даже мой тренер Андрей Чесноков сказал: «Лена, я все вижу и понимаю, что ждать особо нечего. Но я ничего от тебя и не требую. Просто сыграй в меру возможностей». Что ж, я все равно боролась. Но показать хороший теннис не смогла.
ДЕБЮТ

Проиграл в первом круге и Андрей Рублев. Правда, в отличие от Весниной, выступление чемпиона юниорского «Ролан Гарроса»-2014 оставило больше приятных впечатлений.

Начнем с того, что Андрей родился 20 октября 1997 года – 17 ему стукнет через неделю. Его вчерашнему сопернику австралийцу Сэму Гроту за день до этого исполнится 27. Австралиец не просто на 10 лет старше, но и на 10 см выше, и на добрых 25 килограммов чистых мышц тяжелее россиянина. Не говоря уже о том, что на нынешний Кубок Кремля Грот приехал 88‑й ракеткой мира, а Рублев вообще впервые выступил на турнире ATP.

И при этом победа далась Сэму в упорной борьбе после пятого матчбола!

– Сложно показать хороший теннис без опыта борьбы на таком уровне, – признал Рублев. – Тем более я никогда раньше не встречался с соперником, который бы настолько мощно подавал. По сути, у меня не было шансов переломить ход поединка. А после игры Сэм сказал: «Если будешь продолжать работать, тебя ждет большое будущее».

ПОДДЕРЖКА

Еще больше уверенной игры 16‑летнего Рублева удивила его персональная болельщица… в которой зрители узнали Елену Ильиных. Обаятельная фигуристка в кокетливом розовом пальто не просто сидела на трибуне во время матча Андрея с Гротом. Она же пришла с ним и на пресс-конференцию. И терпеливо дожидалась, пока Рублев раздаст интервью.

– Как вас сюда занесло? – не мог не спросить я у олимпийской чемпионки Сочи.

– Ну вот пришла поддержать молодого человека, – смущенно улыбаясь, ответила Елена.

– И как вам его игра?

– Достойная, – коротко и емко резюмировала девушка.

– Мы всего лишь друзья, – пожал плечами сам Рублев, который, к слову, младше своей подруги на три года.

Но почему-то поверили им немногие.
ПРОЩАНИЕ

Пока все ждут, кто завоюет титулы на юбилейном Кубке Кремля, в «Олимпийском» готовятся проводить из большого спорта одну из прежних чемпионок. То, что Анна Чакветадзе не вернется на корт, было понятно давно – последний матч она сыграла в сентябре 2012‑го. Но именно сейчас, уже успев поработать и тренером женской сборной в Кубке Федерации, и комментатором на телевидении, Чаки заявила, что официально заканчивает карьеру.

В 2006‑м 19‑летняя москвичка плакала от счастья на центральном корте «Олимпийского» – в финале домашнего турнира она справилась с пятой ракеткой мира Надеждой Петровой и выиграла главный титул в карьере! Даже печальный эпизод, произошедший на следующий день, не сильно подпортил Анне настроение (по дороге в телестудию у Чакветадзе, и ее отца угнали внедорожник «Лексус» – пока спортсменка выбирала себе наряды в бутике). Через год россиянка сама была в пятерке сильнейших теннисисток мира. Жаль, травмы не позволили добиться большего.

Впрочем, провожать из Тура в «Олимпийском» на этой неделе будут, похоже, не только Чакветадзе. Трехкратный чемпион Кубка Кремля Николай Давыденко, не игравший уже полгода, на запланированной в четверг пресс-конференции вряд ли объявит о намерении вернуться в тройку сильнейших теннисистов мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *