Андрей первозванный на Руси история

Андрей первозванный на Руси история

Литературная деятельность Кирилла Туровского. Основные худ. приемы в «Слове на новую неделю по Пасхе.» Статья Еремина «Ораторское искусство Кирилла Туровского».

Утверждение на Руси христианства с ранних пор сопровождаться развитием проповеднической литературы, пропагандировавшей основные догматические и нравственные положения новой веры. Проповедь, обращенная к широкому кругу слушателей и читателей, излагала элементарные основы христианской религии и пользовалась простым языком. В ней отсутствовали отвлеченные философские элементы, образность выражения, стилистическая украшенность речи – все, что могло затруднить понимание. Другое дело – проповедь торжественная, риторически украшенная, дававшая образцы ораторского искусства.

Наиболее замечательным представителем такого рода проповеднической литературы в древнейшую пору на Руси был Иларион. Сведения о его жизни и творчестве крайне скудны. Упоминания о нем мы находим в «ПВЛ», где под 1051 годом сообщается, что Ярослав вместе с собором русских епископов поставил Илариона в русские митрополиты; и в Киево-Печерском патерике, где сказано, что Иларион был пострижен в монахи Печерского монастыря его основателем Антонием. Поставление Илариона митрополитом было очень важно, оно означало освобождение русской церкви от административного влияния византийской церкви. Как несомненно принадлежащие Илариону, могут быть названы «Исповедание веры» — отрывок в несколько строк из поучения священникам и знаменитое «Слово о законе и благодати». За принадлежность «Слова» перу Илариона, кроме ряда чисто исторических соображений, говорит и то обстоятельство, что в одной из рукописей вслед за «Словом» тем же почерком написано «Исповедание веры», о котором сказано, что оно принадлежит Илариону. Кроме того, в обоих сочинениях наблюдается сходство выражений, в частности и там и тут князь именуется каганом.

Риторически украшенные слова представлены у нас очень яркими образцами и в 12в. В середине этого столетия одним из видных церковных риторов был второй русский митрополит Климент Смолятич, о котором летопись отзывается как о книжнике и философе, какого в Русской земле не бывало. До нас дошло одно единственное произведение Климента — «Послание к пресвитеру Фоме». Типичной особенностью его творчества, как это видно из этого произведения, была аллегорически-символическая манера истолкования библейских текстов и мира приоды. Судя по посланию, которое было дополнено и переработано неким монахом Афанасием, Фома упрекал Климента в том, что он в своих сочинениях опирался не на отцов церкви, а на Гомера, Аристотеля, Платона. Этот упрек сам по себе говорит о том, что творчество Климента стояло на той высоте, которая характерна ьыла для выдающихся риторов византийского средневековья.

Но наиболее талантливым представителем церковного красноречия во второй половине 12в был Кирилл Туровский. Сведения о его жизни, крайне скудные, дают лишь такой мало достоверный материал, как запись о нем в старинном Прологе по списку 15в. Судя по этой записи Кирилл, сын богатых родителей, родился в Турове, стольном городе Туровского княжества, соседившего с Киевским. Он рано стал монахом-аскетом и усиленно предавался книжному чтению и изложению божественных писаний. Слава о нем распространилась по всей Туровской земле, и по настоянию князя и народа он был поставлен Туровским епископом. Перечисляя произведения Кирилла Туровского, проложное сказание отмечает его обличительное сочинение против епископа-еретика Фёдорца, ряд посланий к князю Андрею Боголюбскому, слова на господские праздники и «многыя иныя душеполезныя словеса», молитвы, похвалы святым, великий покаянный канон.

Несомненно принадлежащими Кириллу Туровскому могут считаться восемь слов, написанных на различные церковные праздники, три поучения, 30 молитв и два канона. Слова Кирилла Туровского известны главным образом в составе так называемых «Злотоустов» и «Торжественников» — сборников, заключающих в себе проповеди и поучения, приуроченные к особо торжественным праздникам. Предположительно цикл его торжественных слов был составлен к 60-м годам 12в. Как писатель Кирилл Туровский был открыт Калайдовичем в 1821г.

Историческая заслуга Кирилла Туровского заключается прежде всего в том, что уже в середине 12в он довел мастерство церковного торжественного красноречия до предельного совершенства, поднял древнерусское художественное слово на высоту, недосягаемую для его предшественников. Некоторые речи Кирилла Туровского симметрией своих составных частей, поэтической фразеологией, ритмическим строем напоминают стихотворения в прозе. Его описание весеннего обновления природы в речи третье, его плачи, полные трогательного лиризма и теплоты, в речи четвертой, его знаменитое вступление к речи восьмой о летописцах и песнотворцах – это все страницы, принадлежащие к наиболее замечательным достижениям древнерусской художественной прозы. Уже у современников Кирилл пользовался славой «второго Златоуста», «воссиявшего паче всех на Руси».

Речи Кирилла Туровского с точи зрения художественной структуры действительно безупречны. Они замечательны прежде всего тем, что полностью соответствуют своему назначению: каждой строкой они создают атмосферу необыкновенного прздничного ликования. Свою литературную задачу Кирилл определял следующими словами: «прославити», «воспети», «возвеличити», «украсити словесы». В этих словах – ключ к пониманию художественной природы его речей. Они – верный знак того, что Кирилл решающее значение придавал стилистическому оформлению своих речей.

Основным художественным принципом стилистического строя слов Кирилла, подчиняющим себе все изложение, является риторическая амплификация. Та или иная тема у него всегда словесно варьируется, распространяется до тех пор, пока содержание ее не будет полностью исчерпано. В результате последовательного применения этого художественного принципа тема у Кирилла закономерно принимала форму более или менее замкнутого в стилистическом отношении фрагмента – форму риторической тирады. От одной тирады к другой – такого обычное для него движение речи. Особенности тирады – густое скопление синонимов, строгая симметрия в расстановке слов каждого предложения. У Кирилла Туровского есть и другие более сложные по фактуре тирады, стилистический рисунок которых определяется той или иной риторической фигурой. Тирады, построенные на анафорическом повторении одного и того же слова или словосочетания. Существуют тирады, где чередуются риторические вопросы, на которые каждый раз даются ответы – то отрицательные, то положительные. Тирады, основанные на антитезе, своеобразие их в том, что риторическая цезура делит в них каждое чередующееся предложение на две противопоставленные одна другой части, резко различные по интонационной окраске. В словах Кирилла Туровского все чередуется, и это сообщает им своеобразный внутренний ритм. В рамках слова чередуются тирады, в рамках тирады – предложения, в рамках предложения нередко созвучные окончания (потрясошася – ужасошася, пение – учение). Это двойное и тройное чередование иногда принимало более усложненный вид, когда Кирилл отдельные тирады объединял в одну. Обычно делал он это следующим образом: сходные по теме тирады нанизывал на один и тот же стержень – на слово или словосочетание, неизменно посторяющееся в начале каждой тирады. Такая сверхтирада – одно из наиболее эффектных технических достижений проза Кирилла.

Каждая тирада – целое словесное сооружение. В основе ее лежит чередование близких по значению и однотипных по структуре предложений.

Кирилл всегда составлял свои речи по заранее обдуманному плану, каждая речь у него в строгом соответствии с правилами эпидиктического красноречия четко делится на три части: вступление, повествовательная часть и заключение. Вступление – обязательный элемент ораторской речи, его назначение – привлечь внимание, наметить задачу, которую ставит перед собой оратор. Кирилл уделял вступлению большое внимание. Вступительная часть речи у Кирилла невелика по объему и немногословна. Обычно здесь он говорит о празднике, которому слово посвящено, или о себе: выражал радость по поводу наступления праздника, приглашал слушателей присоединиться к нему и совместно прославить виновников торжества, высказывал сожаление, что ум его бессилен должным образом воздать хвалу. Это условно-риторическое и во многом традиционное в ораторской прозе содержание Кирилл искусно обогащал новыми вариациями. Первые строки вступления у него всегда носят подчеркнуто афористический характер. Краткие, строго симметричные по форме и поэтому особенно значительные, они звучат, как фанфары, возвещающие о начале торжества. Избранную для вступления тему он развивал чаще всего не прямо, а косвенно, при помощи развернутого сравнения. Сравнения были рассчитаны на то, чтобы заполнить собой условно-риторическую пустоту темы и одновременно ошеломить, ослепить слушателей своей неожиданностью, живописностью. Праздник, например, он сравнивает с украшением, украшенным жемчугом.

Широкое развитие получила у Кирилла повествовательная часть речи, так называемая диэгеза. Она разработана детально и нередко перерастает в целую лиро-эпическую повесть. Обычно это пересказ того или иного евангельского события, памяти которого посвящена речь, но это пересказ особого типа, вольный, расцвеченный разного рода добавлениями от автора. Скупой евангельский текст в передаче Кирилла Туровского приобретает художественную выразительность, живописную экспрессию. Типичным примером такой живописной трактовки сюжета может служить повесть о вознесении на небо Иисуса Христа, вошедшая в состав его седьмой речи. В Евангелии об этом событии рассказывается совсем крастко: явился Иисус ученикам своим и сазал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие». Произнеся это, Господь вознесся на небо и воссел одесную бога. У Кирилла Туровского этот евангельский сюжет расцвечен целым рядом живописных деталей. Приступая к своему рассказу Кирилл применил прежде всего прием чисто ораторский: событие давнопрошедшее пренес в современность. У Кирилла читатель или слушатель становится непосредственным свидетелем вознесения Христа на небо: «Братия, поспешим на гору Елеонскую». Далее следует самый рассказ: на небе радостное смятение, все жду Христа, одни спешно воздвигают ему престол, другие собирают в стаи облака, высыпают все звезды, чтобы украсить небо, солнце и луна ослепительным блеском заливают гору Елеонскую итд.

Приступая к повествовательной части, Кирилл обычно перебрасывает мост от прошедшего к настоящему, пытается сделать слушателей непосредственными свидетелями евангельского события: глаголы систематически употребляются в настоящем времени, отдельные эпизоды начинаются словами «днесь», «ныне», в начале рассказа слушатели прямо приглашаются стать участниками излагаемого события. Тот или иной евангельский сюжет в пересказе Кирилла Туровского иногда приобретал характер своеобразного лирического стихотворения в прозе, когда он от описания, от косвенной речи переходил к прямой. Действующие лица его рассказа часто беседуют между собой, а также изливают свои чувства в пространных монологах. У него есть повести, целиком распадающиеся на монологи лиц повествования. Но прямая речь у Кирилла условна, она в сущности ничем не отличается от речи косвенной. В слове третьем, например, в беседе с апостолом Фомой Христос цитирует писание, ссылается на пророков, сам выясняет прообразное значение своих поступков. Прямая речь никогда не носит у него заметно выраженного индивидуального характера – в зависимости от персонажа, которому поручена, или той или иной сюжетной ситуации. В этом отношении все монологи героев однотипны. Единственное исключение – плач богоматери в четвертом слове. Типичным примером повествования, где лирическая стихия преобладает над живописной, может служить повесть Кирилла Туровского о погребении Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, вошедшая в состав того же четвертого слова.

Начинается эта повесть с рассказа о том, как тайный ученик Христа – Иосиф – пришел в Иерусалим в надежде повидать учителя, но пришел слишком поздно: казнь свершилась. Иосиф поднялся на Голгофу, к месту казни. У креста никого не было, у ног распятого Иисуса сидела одна богородица и горько плакала. Здесь рассказ временно прерывается, его сменяет плач богоматери. Плач построен по всем правилас книжной лирики, одна риторическая фигура сменяет другую. Чувствуется подлинный лирический подъем. Далее богоматерь, горько рыдая, просит Иосифа пойти к Понтию Пилату и испросить разрешение снять с креста тело Иисуса. Следует монолог Иосифа – его речь к Пилату. Заканчивается повесть рассказом о погребении Христа и о приходе к гробу жен-мироносиц. Каждый монолог у Кирилла по стилистическому строю как бы в миниатюре воспроизводит слово в целом: то же чередование тирад, характерный ритм, риторические фигуры. Это своеобразное речь в речи. Это образцы высокого риторического искусства. Плач Иосифа Аримафеского в четвертом слове у гроба господня, замечательный изысканным сочетанием анафоры и антитезы, осложненным перекличкой однозвучных слов в каждом из чередующих предложений.

Завершал Кирилл свои слова обращением или к слушателям с призывом еще раз прославить праздник, или к героям повествования с похвалой им и молитвой. Самая примечательная особенность заключительной части речей Кирилла – редкое даже у него нагромождение близких по значению слов и словосочетаний. В речи на вознесение, например, читается в похвале Христу длинный перечень его щедрот. Кириллу понадобилось 18 глаголов, чтобы эти щедроты охарактеризовать.

15. Киевская литература эпохи феодальной раздробленности. Киевская летопись. Южнорусская повесть о походе Игоря на половцев.

«Повесть о походе Игоря» в Киевской летописи описывает те же события, которые описаны и в «Слове». Она чётко разделяется на 3 части: подготовка битвы-битва-последствия похода. В этой повести нет лирических фрагментов, в то время как «Слово» насыщено ими (например, плач Ярославны). Есть сходство в центральных частях: они как бы поделены на 2 фрагмента-2 боя. Но в «Слове» есть ещё 1 часть — она включает в себя подготовку войск и выступление в поход. В «Повести» 1-ая часть детальна и развёрнута-идёт описание войск, точная дата начала похода, описание знамения, которое толкует не автор, а князь и дружина. В «Слове» же эта часть включена во 2-ую, а вступление носит лирический характер. Автор обращается к слушателям, говорит о цели своего произведения (чего нет в «Повести»). Третья часть, повествующая о последствиях похода Игоря, в «Повести» начинается фрагментом сбора Святославом войска для отпора половцам, а затем рассказывается о походе половцев на Русь (самостоятельная воинская повесть, введённая внутрь повествования о походе Игоря). В «Слове» же эта часть начинается лирическим фрагментом-плачем Ярославны, а дальше рассказывается о побеге Игоря из плена с множеством лирических фрагментов, описанием сил природы, которые помогают Игорю. Заканчиваются оба произведения одним и тем же событием-побегом Игоря из плена и возвращением его домой, описанным в деталях. Основное отличие этих произведений-лирические фрагменты (в «Слове» они в избытке, а в «Повести»-отсутствуют). Также есть различия в композиции.

Просмотров — 493.

| следующая страница ==>
Характеристика жанра жития. Своеобразие «Жития Феодосия Печерского» как литературного памятника: композиция, образ главного персонажа, стилистика. | Проблема времени создания «Слова о полку Игореве». Историческая основа памятника.

Вариант

Вариант №14

Часть 1

А1. В XIII в. произошло событие

1) сражение на реке Калке

3) Грюнвальдская битва

2) взятие Казани

4) Куликовская битва

А2. Избранию царя из династии Романовых предшествовало событие

1) Семилетняя война

3) освободительное движение на Украине

2) принятие Соборного Уложения

4) освобождение Москвы от поляков

А3. Огнищанами в Древней Руси называли

1) управляющих княжеским имением

2) слуг, по правовому положению близких к рабам

3) младших членов княжеской дружины

4) временно зависимых крестьян

А4. Учреждение опричнины в правление Ивана Грозного имело целью

1) отмену полюдья

3) укрепление личной власти царя

2) отмену системы кормлений

4) окончательное закрепощение крестьян

А5. Государственный орган, ведавший обеспечением войска артиллерией, появился в

1) XIII в.

2) XIV в.

3) XVI в.

4) XIX в.

А6. Крупнейший иконописец XVI в. был

1) Феофан Грек

2) Дионисий

3) Симон Ушаков

4) Даниил Черный

А7. Понятие «посадские люди» относится к слою населения России

1) монастырским крестьянам

3) торгово-ремесленному населению городов

2) жителям западных областей

4) переселенцам из других стран

А8. Религиозную жизнь России в XVII в. характеризует появление

1) монахов

2) стригольников

3) славянофилов

4) старообрядцев

А9. Причина начала Смутного времени

1)пресечение царской династии

3)введение правила перехода крестьян в Юрьев день

2) введение системы кормлений

4) раскол Русской православной церкви

А10. Официальный документ, в отрывке из которого говорится: «Великий государь указал: во всех губерниях дворянских детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии… а как ту науку те их ученики выучат совершенно, то давать им свидетельствованные письма, а без таких писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать», – был утвержден в

1) первой половине XVII в.

3) первой половине XVIII в.

2) второй половине XVII в.

4) второй половине XVIII в.

А11. Работа Венского конгресса, решавшего вопрос об устройстве Европы после наполеоновских войн, началась в

1) 1812 г.

2) 1814 г.

3) 1821 г.

4) 1825 г.

А12.Государственная деятельность А. Аракчеева проходила в годы царствования

1) Екатерины II

2) Александра I

3) Александра II

4) Александра III

А13. Орган государственной власти, учрежденный в 1810 г., выполнявший законосовещательные функции и состоявший из министров и других высших сановников, назначаемых императором, назывался

1) Верховный Тайный совет

3) Негласный комитет

2) Учредительное Собрание

4) Государственный Совет

А14. Внешнюю политику Александра III характеризует

1) ведение активных боевых действий на Балканах

2) участие в антинаполеоновских коалициях

3) сближение с Францией

4) участие в Континентальной блокаде Англии

А15. Причина, побудившая Александра II провести военную реформу

1) подготовка к началу Кавказской войны

2) поражение России в Крымской войне

3) обострение противоречий между Антантой и Тройственным союзом

4) неудачи русской армии в ходе русско-турецкой войны

А16. Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками?

А) К. Малевич

В) В. Перов

Д) И. Никитин

Б) Н. Ге

Г) М. Шагал

Е) И. Крамской

Укажите верный ответ.

1) АВД

2) БВЕ

3) БВГ

4) ВГД

А17. Прочитайте отрывок из обращения московских фабрикантов в 1840-х годах в правительство и укажите название явления, о котором идет речь.

«…в условиях замены ручной потребности автоматическим действие механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие…».

1) протекционизм

3) промышленный переворот

2) натуральное хозяйство

4) барщина

А18. Создание «Русской правды» – свода законов Древней Руси относится к

1) IX в.

2) XI в.

3) XII в.

4) XIV в.

А19. Московский князь, получивший ярлык на великое княжение владимирское и право сбора дани со всех русских земель

1) Иван Калита

2) Иван III

3) Владимир Мономах

4) Ярослав Мудрый

А20. В XV–XVII вв. должностные лица, составлявшие большую часть государственного аппарата и ведавшие делопроизводством, назывались

1) кормленщиками

2) воеводами

3) дьяками

4) столоначальниками

А21. В результате реформ Избранной Рады середины XVI в. в России произошло

1) свержение монголо-татарского ига

3) учреждение патриаршества

2) утверждение абсолютной монархии

4) укрепление центральной власти

А22. Годы царствования Екатерины II

1) гг.

2) гг.

3) гг.

4) гг.

А23. Присоединение Крыма к России связано с именем

1) П. Румянцева

2) М. Кутузова

3) Г. Потемкина

4) С. Уварова

А24. Правление старшего родственника вместо малолетнего монарха называется

1) регентством

2) местничеством

3) фаворитизмом

4) престолонаследием

А25. Политическое развитие России в XVII в. характеризовалось

1) усилением самодержавной власти

3) учреждением системы коллегий

2) ослаблением крепостного гнета

4) усилением роли Боярской думы

А26. В результате петровских преобразований в области культуры в XVIII в. произошло утверждение

1) светского искусства

3) интереса к античному искусству

2) классицизма в архитектуре

4) «золотого века» русской культуры

А27. Период времени, последовавший за событиями, описанными в сочинении историка : «Целые годы Петр колебался в выборе приемника и уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать Отдайте все…а кому, – ослабевшая рука не дописала явственно… Так престол был отдан на вол случая и стал его игрушкой», – получил название

1) Смутное время

3) эпоха дворцовых переворотов

2) бунташный век

4) «дней Александровых прекрасное начало»

А28. Крымская война проходила в период

1) гг.

2) гг.

3) гг.

4) гг.

А29. Участником событий на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

14 декабря 1825 г. был

1) А. Желябов

2) А. Герцен

3) М. Бакунин

4) К. Рылеев

А30. В период правления Александра III был обнародован

1) Свод законов Российской империи

2) «Циркуляр о кухаркиных детях»

3) Соборное Уложение

4) Манифест «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

А31. Что из названного относится к особенностям промышленного переворота в России?

1) переход от мануфактуры к фабрике

3) активная роль государства

2) формирование новых соц. классов

4) использование наемного труда

А32. В результате военной реформы 1874 г.

1) регулярная армия заменялась народным ополчением

2) сокращался срок службы в армии и на флоте

3) лица дворянского сословия освобождались от призыва

4) вводились рекрутские наборы

А33. В годы царствования Александра I были, произошли события

А) введение рекрутской повинности

Г) подписание Тильзитского мира

Б) реформа высшего образования

Д) создание первых тайных обществ

В) отмена круговой поруки крестьян

Е) созыв Уложенной комиссии

Укажите верный ответ.

1) АБД

2) БДЕ

3) ВГЕ

4) БГД

А34. В отрывке из воспоминаний ученого о своем учителе: «Вооружившись приемами и задачами, выработанными исторической наукой первой половины нашего века, он впервые пересмотрел всю массу исторического материала, оставшегося от жизни русского народа с половины IX до последней четверти XVIII века… В 1851 г. вышел первый том его «Истории России», и с тех пор каждый год читатель получал новый том…» – речь идет о деятельности

1) П. Милюкова

2) Н. Карамзина

3) С. Соловьева

4) Н. Бердяева

Часть 2

В1. Расположите имена государственных деятелей в хронологической последовательности их жизни и деятельности.

А) Григорий Потемкин

В) Михаил Скобелев

Б) Дмитрий Шемяка

Г) Кузьма Минин

В2. Установите соответствия между именами российских исторических деятелей и событиями, произошедшими с их участием.

1) Александр Пересвет

А) прекращение Смуты

2) Дмитрий Пожарский

Б) Куликовская битва

3)

В) Полтавская битва

4)

Г) Семилетняя война

Д) сражение на реке Рымник

В3. Прочитайте отрывок из описаний очевидца событий и напишите название войны, о которой идет речь.

«Поистине удивительно, как русские могли взобраться на такую крепость

и взяли ее с помощью одних осадных лестниц. Петр каламбурил по случаю успеха: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен».

В4. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.

1) А. Герцен

А) написание романа «Что делать?»

2) Н. Чернышевский

Б) создание «Русской правды» декабристов

3) А. Желябов

В) создание РСДРП

4) П. Пестель

Г) создание организации «Народная воля»

Д) издание в эмиграции журнала «Колокол»

В5. Прочитайте отрывок из официального документа XIX в. и укажите его название. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их в прошении своем…». Данный документ получил название «Указ о вольных ­__________».

В6. Расположите следующие термины в хронологической последовательности их появления.

А) раскольники

Б) декабристы

В) опричники

Г) народники

В7. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

1) Владимир Мономах

А) разгром половцев

2) Владимир Святославич

Б) объединение Киева и Новгорода

3) Ярослав Мудрый

В) восстание древлян

4) Игорь Старый

Г) крещение Руси

Д) принятие «Русской Правды»

В8. Прочтите отрывок из документа XVII в. и напишите его название.

«Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государев в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадских в посадских людех, или в стрельцы, … и за дворяны московскими. И за дьки, и за жилцы, … и за иноземцы, и за всякими вотчинниками и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам… всяких чинов людем без урочных».

В9. Установите соответствие между именами военачальников и названиями войн, военных компаний.

1) П. Багратион

А) Крымская война

2) М. Скобелев

Б) Отечественная война

3) П. Нахимов

В) русско-турецкая война

4) А. Меншиков

Г) Ливонская война

Д) Северная война

В10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию писателя XIX в., о воззрениях которого идет речь. «Только что начал свою общественно-религиозную проповедь, в огромном количестве рукописных и литографированных списков расходилась его «Исповедь», «В чем моя вера»… Всего важнее – собственное нравственное усовершенствование, отказ от пользования преимуществами нашего привилегированного положения, непротивление злу насилием, отказ участвовать во всем, где применяется насилие. Идеалом и носителем подлинной народной правды признавался <писателем> мужичок – солдат Платон Каратаев».

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны

с правлением Александра II:

1) составление Полного свода законов Российской империи

2) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости

3) «хождение в народ»

4) начало полемики между западниками и славянофилами

5) открытие железной дороги Петербург-Москва

6) земская и судебная реформы

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование

информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из книги и «Россия времени Ивана Грозного».

«Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.».

С1. Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью.

С2. Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют авторам утверждать, что война была проиграна? Назовите не менее двух результатов.

С3. Укажите, какие две причины внутри и две причины вне страны помешали России выиграть войну.

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Укажите не менее трех основных проблем, составлявшие понятие «крестьянский вопрос» в России в первой половине XIX в. Назовите не менее двух мероприятий первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.

С5. Некоторые историки считают, что распространение марксизма в России в конце XIX в. можно объяснить влиянием со стороны западноевропейского революционного движения.

Какую другую точку зрения по вопросу о причинах распространения марксизма в конце XIX в. вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. Назовите не менее двух реформ в области управления крестьянами и финансов, проведенные в период правления Николая I. Каковы их последствия? Назовите не менее трех последствий.

С7. Сравните положение крестьянства согласно Судебнику 1550 г.

с положением крестьянства согласно Соборному Уложению 1649 г.

Укажите, что в этом положении было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

>Проекты по теме:


Вики

Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской

В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.

Апостол Андрей Первозванный Святой апостол Андрей родился в городе Вифсаиде Палестинской в I веке нашей эры, и первым был призван Иисусом Христом к апостольскому служению, став Его первозванным учеником. Для христианской проповеди он был направлен в Вифинию, Фракию, Македонию, Ираклию и Великую Скифию. «Также, Апостол посетил с проповедью Босфорское царство, страну Абасков (Абхазия), страну Аланов (Северный Кавказ), далее он вернулся в низовье Днепра, и поднимаясь вверх по реке, проповедовал живущим здесь славянам и русам».

На Киевских холмах Апостол, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю».

Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200–258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия…»

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (1816–1882), писал о важности записей этих двух древних церковных писателей, сохранивших письменные свидетельства, так как «Ориген учился у Климента Александрийского (150–215), который сам был учеником Пантена (+203), и обращался с другими мужами апостольскими». «Ипполит называет себя учеником святого Иринея (130–202), который пользовался долгое время особенною близостию у святого Поликарпа и любил расспрашивать непосредственных учеников апостольских обо всем, касающемся их божественных учителей. Следовательно, Ориген и Ипполит могли узнать о месте проповеди святого апостола Андрея из вторых уст!»

Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане».

«Дорофей (около 307–322), епископ Тирский, пишет: «Андрей, брат Петра, протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570–636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю». Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей)» .

О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» .

Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию Нестор Летописец в «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) описывает посещение киевских холмов апостолом Андреем и его учениками. Однако, из жизнеописания учеников апостола Андрея Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула известно, что они были им направлены на Евангельскую проповедь в другие страны: Стахий – в Византию, Амплий, Урван, Амплий были оставлены управлять местной Церковью в Диосполе Палестинском, Наркисс проповедовал в Афинах и Греции, Апеллий – в Ираклии и Аристовул – в Британии. Значит, они никак не могли быть рядом с апостолом Андреем в его миссионерском путешествии в Великую Скифь-Русь, так как были оставлены управлять своими епархиями. О каких тогда учениках говорит летописец? Утверждаем твёрдо: это русские ученики апостола Андрея. Несомненно, многие из них были рукоположены им в священники и епископы.

В.Н. Татищев (1686–1750) справедливо замечает, что «…они (Апостолы) проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру принявших». «Несторова погрешность, что он град Горы, не зная, что сарматское слово Киви то же значит, пустыми горами именовал. И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы град до Христа был населён, как то и Птоломей на восточной стране град Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован, что он за градом Горы стал… да греки и латины, не зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, горы град пропустил» .

Первозванный Апостол прошел с учениками вверх по Днепру, пришел к киевским горам, далее дошел до озера Ильмень, поднялся к Ладожскому озеру, по Варяжскому (Балтийское) морю приплыл к южному побережью Вагрии , где проповедовал западным славянам, наконец, пришел в Рим, и «исповеда, елико научи и елико виде…» . Насколько важна эта примечательная строка: сказано кратко, но на удивление ёмко о великих трудах апостола Андрея Первозванного, понесённых им и его русскими учениками!

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Во время правления славяно-русского (антского) царя Божа (+375), готы, возглавляемые своим князем Витимиром, начали войну против славян. В одной из битв царь Бож был захвачен в плен и распят со своими сыновьями и семьюдесятью старейшинами (может быть, – священниками?) на крестах! . Готы, будучи язычниками, так могли расправиться только с христианами, так как общеизвестно, что смерть единоверному врагу для всех готов, варягов и викингов положена от меча ввиду древнего языческого верования, боготворящего меч, как тотем бога Одина. А смерть на кресте для славяно-русского царя, его родственников и приближённых была для готов местью отступившим от язычества славяно-русам, принявших Православную веру.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский!

В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие скифские монахи. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность скифских монахов за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! Краткий вероисповедный символ: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483–565). Император Юстиниан по происхождению был славянин, его настоящее имя Управда. Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано императору Юстиниану, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии.

На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая. Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых показаны великие труды, понесённые Апостолом Андреем для создания самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле является Апостол Андрей Первозванный.

Памятник апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе

Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.

Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *