Анафора это и примеры

Анафора это и примеры

Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Внимание! Повтор как стилистическую фигуру следует отличать от одноименного средства текстовой связи. То же касается синтаксического параллелизма, парцелляции и эллипсиса.
«Молоды вы еще, очень молоды!» — вздохнул Иван Игнатьевич.

(В. Ф. Тендряков);
Чудо в тепле, за печкой живет. Чудо слушает сказки, вой в трубе. Чудо мохнатое, доброе, домовитое. Чудо — пуховый платок покойной матери на больных плечах. Чудо — руки бабушки, ее ворчание и шумная ругань. Чудо — встречный человек. Чудо — его голос, глаза, уши. Чудо — это жизнь! (В. П. Астафьев)
Разновидностями повтора являются анафора и эпифора.
Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);
Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)
Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);
Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. И. Солженицын)

Внимание! Различные виды повторов как средство усиления выразительности текста широко используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи. В целях привлечения внимания к какому-либо явлению или понятию повтор может использоваться также в научно-деловом и официально-деловом стилях.

Анафора в произведениях Н. Самоний

Натали Самоний

Анафора в произведениях Н. Самоний
1. НЕНАСТАВШИЙ МАЙ
Ты – мой май, что так и не настал,
Ты – мечта, мой грех несовршённый,
Ты – души цветущий краснотал*,
Ты – мой нерв, что страстью оголённый.
Ты – небес нахмуренная бровь,
Ты – судьбы безмерная жестокость,
Юных грёз безгрешная любовь…
Боль моя и сердца одинокость.
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2012/07/18/7875
2.О, КАМЕНКА!
На месте Сарматского моря
Уютный стоит городок,
С природою дикой не споря…
От «каменных джунглей» далёк.
Не знает жары небоскрёбной:
Лесная гористость кругом.
А берег реки полноводной –
Что давних времён окоём.
Объятья днестровских пейзажей
Особой красою манят.
А сосны – природные стражи –
Орудием колким звенят.
На месте Сарматского моря
Уютный стоит городок.
Шум крон, словно звуки прибоя,
Тенистых аллей холодок.
Тут воздух особый, идейный,
Тут здравница – здравия дар.
Тут память времён Витгенштейна*:
Тут город особенных чар.
Тут склон в земляничных кораллах,
Коль певчие птахи снуют…
Красот вдохновенных – немало,
Художников давний приют!
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2017/01/27/9215
3. КАК ТРУДНО…
Как трудно быть счастливой без отца,
Когда его на свете вдруг не стало,
Когда внутри – слезливость без конца,
Когда дождей осенних сердцу мало.
Как трудно быть счастливой без отца,
Когда душа истерзана и в клочья,
И всюду тень тернового венца…
Отцовской жизни стёрты многоточья.
Как трудно быть счастливой без отца,
Когда звучат поминные молитвы,
Когда по сердцу боль – подобье бритвы,
Когда обиды даже на Творца.
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2015/06/28/6557
4. ВеРность и РеВность
Ревность – чудовище, само себя
и зачинающее, и рождающее.
У. Шекспир
Любовь и ВеРность, РеВность и любовь –
Две буквы, словно мост из недоверия:
Из злобных взглядов да из острых слов,
Из эгоизма, желчи суеверия.
Любовь и ВеРность, РеВность и любовь…
В двух буквах – солнце и гроза ненастья:
Коль ревность – закипает лавой кровь,
Коль верность, то душа поёт от счастья!
Любовь и ВеРность, РеВность и любовь –
Любовь порой и счастье, и несчастье…
Натали САМОНИЙ
http://www.stihi.ru/2010/08/26/885
5. С ТОБОЙ И БЕЗ ТЕБЯ
Без тебя – жизнь без-образие,
Без тебя – счастье в без-дну;
Без тебя – жизнь несуразная,
Без тебя – я исчезну.
Без тебя – жизнь без-ликая,
Без тебя – без-дыханная,
А с тобой – многоликая,
А с тобою – желанная.
Без тебя – жизнь без вкуса,
Без тебя – жизнь без-делица,
Я как минус без плюса…
Даже в счастье не верится.
Без тебя – птиц без-молвие,
Без-ответно мне эхо,
Всё тоскою оковано
И мне чужды потехи.
Как без-жалостно время,
Без тебя – жизнь без-радостна,
Словно тяжкое бремя…
А с тобою – так сладостно:
А с тобою – всё славное,
Потому что Ты – главное!!!
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/01/31/1151
6. НЕ ВОЗВРАЩАЙ МНЕ ПРЕЖНЮЮ ЛЮБОВЬ… Триолет
Не возвращай мне прежнюю любовь…
Не отбирай же у меня покой и душу.
Своей я брачной клятвы не нарушу –
Не возвращай мне прежнюю любовь.
Не возвращай души пустынной сушу –
Пустынных ливней миг подарит боль.
Не возвращай мне прежнюю любовь…
Не отбирай же у меня покой и душу.
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/06/12/4253
7. ЗАДУШИТЬ БОЛЬ
А боль всё душит, душу гложет…
А что рыдать?А что, поможет?
А что стонать – капкан капканом:
Взяла в силки судьба обманом.
А что роптать? А что, излечит?
Любовь… Она… Порой калечит.
А боль всё душит? Ну так что же…
Боль задушУ! Авось, поможет???
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2009/11/09/9296
8. ДОБРО – ЭТО МИР!
Мир – главное счастье
Под солнечным кругом,
Когда без напастей,
Когда друг за друга.
Когда нет враждебных,
Когда – Человечность…
Добру – сто хвалебных:
Оно дарит вечность!
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2015/09/23/703
9. КАК ЖЕ ХОЧЕТСЯ СБЕЖАТЬ…
Как же хочется сбежать
От корыстливых Иуд,
От вранья и лицемерства
И от мелочности пошлой,
От натянутых улыбок,
От чертовски мерзких пут…
От бездушности и зверства –
Тошно!
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2012/07/15/435
10. К ВСЕВЫШНЕМУ…
Сколько в людях яда, сколько желчи в людях,
Всяких пресмыкающихся… Боже, почему?!
Не желаю ада — мирно пусть им будет,
Душам вправду кающимся… Высветли в них тьму.
Озари их верой, изгони в них беса,
Чтобы враз прозрели здравые сердца.
Пусть же станет белой зависти завеса,
Будет жизни целью заповедь Творца!
Истреби в них злобу, излечи сознанье,
Пусть взрасти сумеет мудрости побег,
Путь укажет к Богу звёздное мерцанье…
Пусть же одолеет зверя Человек!
Натали САМОНИЙ, 6.11.10 г.,
http://www.stihi.ru/2010/11/06/8636
11. ОБЛАКА – БЕЗЛИКИЕ ИКОНЫ…
Облака – безликие иконы,
Если сердце гложет боль измен,
Если мир без Божьего закона,
Если хлёсток ветер перемен.
Лучезарность солнца колким тёрном,
Как души израненной венец.
Белый день отныне чёрным дёрном,
Слёзы – боль, пронзительный свинец.
Ливни тоже горю не помогут:
Дробь ненастья – сердцу верный плен…
Может, время вымоет тревогу –
Только что останется взамен?..
Облака – безликие иконы?
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2011/05/23/9081
12. РЫЖЕЕ ЛЕТО
Рыжий-рыжий небосвод,
Рыжий листьев хоровод,
Рыжий лес и рыжий луг,
Рыжий-рыжий солнца круг.
– Осень, осень, ты ли это?
– Я! – сказало бабье лето.
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2011/04/17/2071
13. КАКОЕ БЛАЖЕНСТВО – ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ!
Какое блаженство – весенний пейзаж –
От грусти сердечной лекарство,
И радостных красок волшебный коллаж,
И трав изумрудное царство,
И яблонь цветущих дурманный венец,
И новых свершений порывы!
Весна воскрешает созвучье сердец,
Счастливых мелодий мотивы.
Какое блаженство – весенний пейзаж:
И чувств обновлённых дыханье,
И вновь ощутимый желаний кураж,
И жизни иное познанье!
Какое блаженство – весенний пейзаж!
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2011/05/23/1976
14. ЦЕЛУЮ НЕБО ВЗГЛЯДОМ…
Целую небо взглядом,
Глазами обнимаю –
Я благодарна Богу,
Что жизнь земную знаю:
Что родилась когда-то,
Что знаю мамы ласку,
Что подрастают дети
И дарят жизни сказку;
Что родилась весною,
Что просто рождена:
Я благодарна Богу
За жизнь, что в дар дана!
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2009/05/21/6781
15.РАСКРЫТЫ ЗОНТИКИ…
Раскрыты зонтики каштановой листвы,
Чтоб защитить людей своею лёгкой тенью,
Чтоб сохранить от летней засухи цветы,
Чтоб ни предать их души знойному горенью.
Раскрыты зонтики красавицы-весны…
Ах, как по взгляду мы её изголодались!
Зеленоглазка по зиме врывалась в сны –
И мы считали, что до встречи нам осталось.
Раскрыты зонтики каштановых шелков,
Вот-вот соцветия предстанут белым снегом.
И сладким воздухом, духмяностью цветов,
Весна накормит всех прохожих, словно хлебом.
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2013/04/26/89
16. ПОЭТ КАК НАСТОЛЬНАЯ КНИГА…
Кудрявцевой Людмиле Леонидовне с благодарностью
http://www.stihi.ru/avtor/marisha29
Поэт как настольная книга,
Где слово – учения свет,
Где каждая встреча – страница,
И мудрости новый рассвет.
Печальный – холодные строки
Счастливый – добавит тепла;
Но грусть настоящих поэтов
Извечно должна быть светла.
У них ведь такое призванье –
Мёд жизни всем людям внушать.
И жизни солёную прозу
Словами уметь подслащать.
Поэты – настольные книги:
На каждый вопрос есть ответ,
Где мысли живут и в межстрочье,
Где слово, как солнечный свет.
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/09/29/1030
17. ВОСЬМОЕ МАЯ
Ночь с тревожностью дум и слезливостью звёзд
Над Землёю в молитве склонилась.
Берегинею душ, берегинею грёз
До утра на коленях молилась.
Чтоб вселенский рассвет был бы мирным всегда
И печали земляне не знали,
Чтобы солнечный свет не тускнел никогда,
Людям азбукой были скрижали!*
Ночь улыбкой луны вновь баюкает мир,
Чтобы горе войны не вернулось.
Чтоб не знали тоски струны ангельских лир,
Чтобы мирной планета проснулась.
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2011/06/09/5846
18. ДАЁШЬ ВЕСНУ!
Всё шире раструб женской юбки,
Всё шире неба солнцеклёш.
Под звон капельевой побудки
Кричат коты: «Весну даёшь?!»
Всё выше лёгкие подолы
Полураздевшихся богинь.
Кричат весенние глаголы:
«Даёшь влюблённых героинь!»
Всё ярче в сердце первоцветы,
Проснулись бабочки, что в нас…
Берём немедля курс на лето,
«Даёшь весну!» – гремит приказ.
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2017/02/24/714
Что такое анафора. Примеры анафоры в художественной литературе.
В художественной литературе одним из средств создания образной
и выразительной речи является анафора. В переводе с греческого
этот лингвистический термин буквально значит «вынесение, отнесение».
Анафора — одна из фигур художественной речи. В произведении этот
стилистический прием используется художниками слова с целью усиления
эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического
выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных
по строению и синтаксическому уровню конструкций.
Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении
одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений
в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов,
абзацев в прозаическом художественном произведении.
Примеры анафоры в литературе
Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
(А. Пушкин)
Люблю лебедей,
Холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебедей,
Светящихся белыми лампами.
Люблю лебедей
За лёгкость летящую линий.
Люблю лебедей —
Они вырастают из лилий.
(Г. Серебряков)
Анафора может быть звуковой, когда в начале строк повторяются
только одинаковые звуки или звуковые сочетания. Приведем
классический пример звуковой анафоры:
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
(А.С. Пушкин)
Морфемная анафора предполагает повторение частей слов или одних
и тех же морфем, как в стихотворении «Узник» М.Ю.Лермонтова:
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!..
В поэтической и прозаической речи часто употребляется лексическая анафора,
которая состоит в повторении одинаковых слов в начале строки, строфы или
каждой части предложения в прозе. Она придает остроту и выразительность,
подчеркивая известные моменты, как лейтмотив в музыкальном произведении,
например в этой строфе С. Есенина:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.Достоевский)
Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!
(Н.А. Некрасов. Калистрат)
Синтаксическая анафора состоит в повторении одинаковых или однотипных
синтаксических конструкций, что создает особый эффект выразительности художественной речи.
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми;
есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л.Леонов)
Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?
(К. Бальмонт)
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
(М.А. Светлов. В разведке)
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это — счастье.
(А.Ахматова.

У самого моря)
Приведем пример строфической анафоры:
Мама,
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость —
Длинная и черная коса.
(Майя Румянцева. Баллада об отрезанной косе)
ИСТОЧНИК:
ИЗОБРАЖЕНИЕ:

© Copyright: Натали Самоний, 2017
Свидетельство о публикации №117012711510

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Натали Самоний

Рецензии

Написать рецензию

Анафора…
Моя Россия
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Aл. Блок
Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее цыгане кочевые, —
Ах, им ли радость не дана?
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
Ее разбойники святые,
Ее полеты голубые
И наше солнце и луна!
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!
И соловьи ее ночные,
И ночи пламно-ледяные,
И браги древние хмельные,
И кубки, полные вина!
И тройки бешено-степные,
И эти спицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные,
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она —
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!
1924
http://slova.org.ru/severianin/mojarossijay/
Анна Самуиловна Штро 22.02.2019 01:33 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Натали Самоний

>Слово анафора

Слово анафора английскими буквами(транслитом) — anafora

Слово анафора состоит из 7 букв: а а а н о р ф

Значения слова анафора. Что такое анафора?

Анафора

Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда…

ru.wikipedia.org

АНАФОРА (от греч. anaphora — вынесение вверх) — единоначатие, фигура (см. фигуры) слова, входящая в группу фигур прибавления. А. — это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф.

Педагогическое речеведение. — 1998

АНАФОРА — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).

Лит. энциклопедия. — 1929-1939

Анафора (греч. возношение) – основная часть Божественной Литургии, называемая также Евхаристическим каноном. Начинается после чтения Символа Веры. Название происходит от возгласа, которым начинается анафора…

www.vidania.ru

Анафора – центральная молитва Божественной литургии; прошение к Богу совершить чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Свое название – «Ан афора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого…

Православная энциклопедия «Азбука веры»

АНАФОРА , евхаристическая молитва.

Термином «А.» в литургике и в богослужебной практике большинства христ. Церквей (напр., в чине литургии визант. обряда: » » — Служебник. Т. 1. С. 138)…

Православная энциклопедия

АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов…

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов

АНАФОРА — фигура речи, повтор начальных слов в каждой новой части высказывания для усиления воздействия и большей запоминаемости повторяемых элементов.

Нейролингвистическое программирование

Анафора (лингвистика)

АНАФОРА (греч. anapherein ‘относить назад, возводить <к чему-л.>, возвращать’), использование языковых выражений, которые могут быть проинтерпретированы лишь с учетом другого, как правило предшествующего, фрагмента текста.

Энциклопедия Кругосвет

Ана́фора, анафори́ческое отноше́ние (от др.-греч. ἀναφορά — отнесение, передача) — отношение между языковыми выражениями (словами или словосочетаниями), при котором в смысл одного выражения входит отсылка к другому…

ru.wikipedia.org

АНАФОРА Ссылка на что-то, упомянутое ранее. Анафорическое слово или анафорическая ссылка соотносятся с антецедентом – другими словом или предложением.

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Анафора синтаксическая

Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин.)…

Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. — 1976

Анафоры в «Слове»

АНАФОРЫ В «СЛОВЕ». А. — единоначатие, зачин. В С. очень много примеров различных типов А. — простых и с наращением, пространных, сложных, по начальным наречиям, союзам, частицам…

Энциклопедия «Слова о полку Игореве». — 1995

Русский язык

Ана́фор/а.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *