Амвросий оптинский письма

Амвросий оптинский письма

Поучения преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям
Автор-составитель Калайтан А. А

В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.

В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет – избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, – пишет С. Н. Булгаков, – старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений…

Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь… Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть – на бедных…»

При этом он будто бы говаривал, что сейчас много бедных, но придут времена, когда вся страна обнищает.

В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.

Письма старца публикуются с сокращениями.

Калайтан А.

Без столкновений прожить невозможно

Пишешь мне о случае, который произвел на всех вас неприятное впечатление. Что делать? В старину люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с

горшком сталкивается; тем более людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи: один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели по первому правилу арифметики слагается один и один, то выходит два, если же по третьему правилу помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди них – черта: так бывает и в делах человеческих. Если их сильно раздробить, то неудобство окажется и вверху и внизу, с какой-либо преградой посредине.

Как прежде я тебе писал и говорил, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысел Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств… и… будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, что может и не случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то только напрасно будешь себя беспокоить.

Тебе думается, как бы не отказали тебе вдруг. Из получаемых мною писем не вижу я и намека об этом и не думаю, чтобы с тобой так поступили, разве уж по каким-либо особенным непредвиденным обстоятельствам. Мало ли что предлагают люди: не всегда это применяется к делу. <…>

А тебе советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей со вестью.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием всего тебе душеполезного, внешние же неудобства надо потерпеть.

Надо терпеть

Ты ожидала себе успокоения, а получила огорчение. Что делать?

Не унывай, а утешай себя мыслью, что ты не лучше святого царя Давида, который во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби, больше твоего не во сто ли раз. Всего описывать не буду, а скажу только, что сын его Авессалом решился низвергнуть отца с царского престола и покушался на… его жизнь. Но святой Давид искренне смирился пред Господом и пред людьми, не отвергнув досадных укоризн от Семея, а сознавая свою вину пред Богом, смиренно говорил другим, что Господь повелел Семею проклинать Давида. За такое смирение Господь не только явил ему помилование, но и возвратил царство.

…Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага, которые выпали и выпадают из ослабленных рук сына. Впрочем, силен Господь исправить и его, если только он захочет преклониться под крепкую руку Божию. Нужно смиренно и с верой молиться Богу об этом, да вразумит его и нас.

Духовные поучения преп. Амвросия Оптинского

Борис Пинаев

Духовные поучения преподобного Амвросия Оптинского
http://www.pokaianie.ru/article/pouchenia/read/9542#
Как жить? От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: «Как жить?». Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Автор статьи: Амвросий Оптинский | Опубликовал: Александра 2 ноября 2009
Как жить?
От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: «Как жить?» Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
«Не тужить» значит переносить благодушно в жизни скорби и неудачи.
«Не осуждать» указывает на распространенный между людьми недостаток осуждать ближних.
«Не досаждать» — не причинять кому-либо неприятность или скорбь.
«Всем мое почтение» — относиться ко всем с почтением и не гордиться. Основная мысль этого изречения — смирение. На этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
Или так: «Жить можно и в миру, только не на юру».
«Мы должны жить на земле так, — говорил старец, — как колесо вертится — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» — батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
«Смотри, Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».
О кресте
Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают разные, кому какие нужно.
Крест иногда бывает мысленный — смущают, случается, человека греховные помыслы, но человек в них не виновен, если не соизволяет им. Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: «Днесь со Мною будеши в рай», а между тем после этих слов перебили ему голени. Каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями провисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них; а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи. Иногда страдания посылаются человеку безвинно для того, чтобы он по примеру Христа страдал за других.
Батюшка о. Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам святого пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывать псалмы 101-й, 36-й и 90-й.
О молитве Иисусовой
Многим о. Амвросий советовал и в письмах, и устно не оставлять краткой молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Хотя бы шепотом произноси молитву Иисусову, а от умной многие повредились. Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: «Кто тебя обучил молитве Иисусовой?» А тот отвечал: «Бесы». — «Да как же так?» — «Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил Иисусову молитву, так и привык»».
О грехах
Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или «после скажу», а придем каяться — и нечего сказать».
Три колечка цепляются друг за друга: ненависть — от гнева, гнев — от гордости.
Отчего люди грешат
Старец этот вопрос решал так: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; иди если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу. От лености и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Леность, забвение и неведение — это три исполина, от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами… Поэтому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение…»
Самооправдание
Люди всегда стараются оправдать свои поступки. А старец говорил, что самооправдание — великий грех. Для примера он рассказывал следующий случай: «Приехал раз в острог покойный Государь Николай Павлович да и стал спрашивать арестантов, за что каждый из них сидит в остроге. Все оправдывали себя и говорили, что посажены в острог безвинно-напрасно. Подошел Государь еще к одному из них и спросил: «А ты за что тут?» И получил ответ: «За великие мои грехи и острога для меня мало». Тогда Государь обернулся к сопровождавшим его чиновникам и сказал: «Отпустить его сейчас на волю».
Покаяние
«Какое ныне настало время, — говорил старец, — бывало, если кто искренно раскается во грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробностях, но затем опять за свое принимается». Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно. Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода.
О силе покаяния и благости Божией
Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение. Благость Божию к нам, грешным, старец выражал следующим изречением взятым у святителя Димитрия, митрополита Ростовского (поучение в день Похвалы Богородицы): «Праведных ведет в Царство Небесное апостол Петр, а грешных — Сама Царица Небесная».
О смирении и терпении
«Если кто тебя обидит, — говорил старец одной монахине в назидание, — не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми. Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая, — обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим».
Должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение. А от себя самих требовать всякой истины — исполнения заповедей Господних.
«Царствие Божие, — говорил еще старец, — не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение».
В чем состоит пост
«Не все ли равно Богу, — спрашивали некоторые, — какую ты ешь пищу: постную или скоромную?» На это старец отвечал: «Не пища имеет значение, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объедение, а только за вкушение запрещенного. Почему и теперь во вторник, в четверг и другие установленные дни можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что через послушание вырабатывается покорность».
О гордости
Человеку естественно грешить и необходимо смиряться. Если же он не смирится, то смирят его обстоятельства, промыслительно устрояемые к его духовной пользе. Человек в счастии обыкновенно забывается и все приписывает себе — своей бессильной силе и мнимой власти.Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гордость и самонадеянность. О. Амвросий ответил: «Оберегайся этих злых страстей. Из примера святого царепророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения».
О лености и унынии
Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
Когда найдет хандра, не забудь укорить себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и осознай, что ты недостойна ничего лучшего, и тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: Многи скорби праведным (Пс. 33, 20); и многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь — все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: Взыщи мира, и пожени (Пс.ЗЗ, 15). Страх праведного суда Божия и бессильных делает сильными.
О христианских добродетелях
«Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков, — говорил батюшка, — изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь — был ближе всех к Спасителю и на Тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петру, хотя и был он за дверьми со служанками, потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово: он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию — он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит». Надо иметь больше простоты. Учить — это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять — большие камни на колокольню таскать. Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, там одна пустота. Смиряйся, и все дела твои пойдут. Кто уступает, тот больше приобретает. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. Укрепляйте себя верою и надеждою на милосердие Божие. Видение себя хуже других служит началом смирения.
О злых страстях и пороках
Гордость и непокорство порождают ложь — начало всякого зла и бедствий. Лицемерие хуже неверия. Не надо верить приметам, и не будут исполняться. Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя. Самолюбие наше — корень всему злу. Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. В праздности время грех проводить.
Отношение к себе и ближним
Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото. Не люби слушать о недостатках других — у тебя будет меньше своих. Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей. Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет. Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
О значении скорбей
Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет. Блажен, кто терпит скорби за правду и жизнь благочестивую. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может, кто бы он ни был.
О раздражительности
Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью — это происходит от гордости. Чтобы не предаться раздражительности и гневу, не должно торопиться.
О победе добра над злом
Однажды о. Амвросию был прислан на его разрешение следующий вопрос: «Обязанности христианина — делать добро и стараться, чтобы добро восторжествовало над злом. При конце мира, говорится в Евангелии, зло восторжествует над добром. Каким же образом можно стараться о победе добра над злом, зная, что старания эти не увенчаются успехом и что зло в конце концов восторжествует? По Евангелию, общество людей перед концом мира представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенствования человеческого. Можно ли после этого трудиться на благо человечеству, будучи уверенным, что никакие средства не в состоянии в окончательном результате перед концом мира достигнуть возможного нравственного совершенства человечества?»
Старец ответил: «Зло уже побеждено — побеждено не старанием и силами человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим, Сыном Божиим, Иисусом Христом, который ради сего и снисшел с неба на землю, воплотился, пострадал человечеством и крестными своими страданиями и воскресением сокрушил силу зла и злоначальника — диавола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от диавольского и греховного рабства, как Сам сказал: Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). Теперь всем верующим христианам дается в Таинстве Крещения сила попирать зло и творить добро при посредстве исполнения евангельских заповедей.
Святой апостол Павел говорит, что пред вторым пришествием Спасителя явится человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога (2 Сол. 2,3 — 4), то есть антихрист.

Но тут же сказано, что Господь Иисус убиет его духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего (2 Сол. 2, 8). Где же тут торжество зла над добром? И вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное».
Жизнь вечная
Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное.
О молчании
Один старец спросил о чем-то трех монахов. Один объяснил так, другой иначе, а третий отвечал: «Не знаю». Тогда старец сказал ему: «Ты обрел путь».
О неосуждении
Говорит пословица: «На чужой роток не накинешь платок». Люди толкуют право и неправо, судить же всех будет Господь — Судия нелицеприятный. Поэтому относительно чужих успокоимся и позаботимся о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнения, не говоря уже о делах. Не говори ни о ком невыгодно заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.
Плач
Спросили у батюшки: «Что значит плач?» Батюшка ответил: «Плач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача».
О помыслах
Если помысл будет говорить тебе: «Отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, того-то и того-то не сказала?» — скажи своему помыслу: «Теперь поздно говорить — опоздал».
Если придут хульные и осуждающие других помыслы, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания. Человека постоянно смущают греховные помыслы; но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен.
Страх Божий
На вопрос, как стяжать страх Божий, батюшка отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15, 8). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих и чтобы делать все по совести.
+++

© Copyright: Борис Пинаев, 2012
Свидетельство о публикации №112032808156

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Борис Пинаев

Рецензии

Написать рецензию

Здравствуйте, Борис Иванович! Батюшка Амвросий мне очень близок, я чувствую его родным и люблю его. У меня есть переизданная дореволюционная книга его писем. «Пришла» она ко мне сама, оттуда откуда и не предположила бы. Я тогда была «жадная» до духовных книг. Приобретала ещё и ещё, а эту из-за больших размеров убрала. Теперь понимаю, то, что приходит не по моему своеволию, гораздо полезнее и лучше. Надо вернуться к батюшке. Рада видеть Вас. Лена.
Лена Бусыгина Спб 30.03.2012 13:44 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Конечно так, Лена. Его читать не просто душеполезно — интересно.
Борис Пинаев 31.03.2012 01:45 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Борис Пинаев

  1. Письмо 1 1. О том, сколь много мы заботимся о теле, и сколь мало о душе.Скачать
  2. Письмо 2 2. Изъяснение 126-го псалма.Скачать
  3. Письма 3-4 3. Изъяснение слов 127-го псалма. 4. Как подражать Богу.Скачать
  4. Письма 5-6 5. Радость о крещении черкеса Муллы. Недаром соблюдаются Богом разные племена и народы. 6. О трех брошюрах духовного содержания.Скачать
  5. Письма 7-8 7. Как держать себя при разговорах о Святой Церкви. 8. Советы христианину о постоянном бодрствовании над собой.Скачать
  6. Письмо 9 9. Письмо графа А.П.Толстого к скитскому монаху отцу Константину Зедергольму.Скачать
  7. Письмо 10 10. Выписка из письма Димитрия Матвеевича Константиновского, полученного 7 июля 1871 года и объяснение сновидения старцем Амвросием.Скачать
  8. Письма 11-14 11. О митрополите Филарете. 12. Не должно увлекаться почитанием святых римской церкви. 13. Жертвующий на монастырь спасает души многих. 14. Происхождение монашества; отличие его от мира.Скачать
  9. Письма 15-17 15. Удобства монашеской жизни. 16. Как жить по Евангелию. Необходимость послушания. 17. Внешнее благоприличие приводит к благому строению помыслов.Скачать
  10. Письмо 18 18. Различие пожертвований. Искушения. Скорби. Лучше устроить монастырь.Скачать
  11. Письма 19-21 19. За жертву — воздаяние от Бога, а не от людей. 20. Монаху полезно болеть. 21. Надо терпеть.Скачать
  12. Письма 22-23 22. Воздержание необходимо. Свобода часто вредит. 23. Где Бог?.Скачать
  13. Письма 24-26 24. Родители могут посвящать детей Богу. 25. Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным последствиям. 26. Скорби везде. Мир души — в смиренном терпении.Скачать
  14. Письма 27-28 27. Спасение наше между страхом и надеждой. 28. Нигилисты и цареубийцы суть предтечи антихриста.Скачать
  15. Письма 29-30 29. Необходимость покаяния. Польза поста. 30. О вражде против властей. Смысл искушений.Скачать
  16. Письма 31-32 31. Человеку дана свобода. Как спастись. 32. Внушения вражеские благовидны.Скачать
  17. Письма 33-34 33. Промысл Божий. Вера необходима. 34. Необходимо отсекать свою волю.Скачать
  18. Письма 35-36 35. В посте должна быть мера. 36.

    Мысли о посте.Скачать

  19. Письмо 37 37. Не место, а произволение спасает.Скачать
  20. Письмо 38 38. Утомление от трудов полезно. Враг всех искушает. Недоразумения попускаются для пользы.Скачать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *