Алексеевский монастырь в угличе

Алексеевский монастырь в угличе

История

Монастырь был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван в честь святителя Алексия. В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия, первый каменный храм вне стен кремля. В XIX веке он был полностью перестроен и от него ничего не сохранилось. В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов под командованием Яна Сапеги. Интервенты истребили всех иноков.

Дивная церковь

После изгнания интервентов, предположительно как памятник погибшим угличанам, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная Дивной. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ. После разрушения в советские годы Покровского монастыря эта церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки. В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I.

Алексеевская церковь

Абсиды Алексеевской церкви до её перестройки в 1930-х годах на рисунке углического краеведа И. Н. Потехина.

Церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы. В 1629—1631 годах она была восстановлена после Смутного времени, c южной стороны был пристроен Богоявленский придел. Церковь была сильно перестроена в XIX веке (возможно, по проекту, созданному под влиянием или при участии Ярославского губернского архитектора П. Я. Панькова после 1829 г. церкви был придан классицистический вид, пристоена трапезная) однако, судя по натурной зарисовке И. Н. Потехина, основной объем и апсиды сохранялись до перестройки здания в картинную галерею в 1930-х. В начале 2000-х годов архитектурно-археологическим отрядом Угличской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е. А. Туровой было выявлено, что здание XVI века практически полностью (кроме утраченых абсид) сохранилось и было включено в объем позднейших перестроек. Характерной особенностью церкви были мелко-граненые апсиды, аналогичные абсидам построек Григория Борисова в Борисоглебске (1522—1524) и Даниловом монастыре в Переславле-Залесском (1532).

Источники

  • И. А. Ковалев, И. Б. Пуришев. Углич. Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1978.
  • Информационный портал Угличского муниципального района
  • Народный каталог православной архитектуры
Монастыри Ярославской области
Действующие Авраамиев Богоявленский (Ростов) | Адрианов Успенский (Пошехонский район) | Алексеевский (Углич) | Богоявленский (Углич) | Борисоглебский (Борисоглебский) | Воскресенский (Углич) | Казанский (Данилов) | Казанский (Ярославль) | Кирилло-Афанасьевский (Ярославль) | Никитский (Переславль) | Николо-Бабаевский (Некрасовское) | Николо-Сольбинский (Переславский район) | Николо-Улейминский (Угличский район) | Никольский (Переславль) | Покровский (Некоузский район) | Богородице-Рождественский (Ростов) | Свято-Алексиевская пустынь (Переславский район) | Свято-Троицкий Данилов (Переславль) | Спасо-Геннадиев (Любимский район) | Спасо-Яковлевский (Ростов) | Толгский (Ярославль) | Троице-Сергиев Варницкий (Ростовский район) | Феодоровский (Переславль)
Упразднённые
(некоторые)
Александрова пустынь (Рыбинский район) | Александровский (Переславский район) | Вепрева пустынь (Ростовский район) | Григорьевский затвор (Ростов) | Афанасьевский (Молога) | Борисоглебский Надозёрный (Переславль) | Борисоглебский Песоцкий (Переславль) | Горицкий (Переславль) | Исакова пустынь (Первомайский район) | Кассианов Учемский | Леушинский | Николо-Сковородский | Петропавловский (Ярославль) | Паисиев Покровский | Рождественский (Ярославль) | Спасо-Песоцкий (Ростов) | Спасо-Преображенский (Ярославль) | Сретенский Новодевичий (Переславль) | Югская Дорофеева пустынь

Алексеевский монастырь (Углич) Информацию О

Алексеевский монастырь (Углич)
Алексеевский монастырь (Углич)
Алексеевский монастырь (Углич) Вы просматриваете субъект
Алексеевский монастырь (Углич) что, Алексеевский монастырь (Углич) кто, Алексеевский монастырь (Углич) описаниеАлексеевский Угличский женский монастырь

синоним: Алексеевский Угличский мужской монастырь

посмотреть карточку | всего фотографий: 14

Успенский монастырь в Угличе основан в 1371 Алексием, митрополитом Московским. В том же году для создания и обустройства обители был направлен инок Адриан, к следующему году построивший первую деревянную Успенскую церковь. После канонизации митрополита в 1439 монастырь стал называться Алексеевским. Разорён поляками в 1609, но вскоре восстановлен. В XVI-XVII вв. были построены каменные храмы. После реформы 1764 монастырь получил статус третьеклассного. Во 2-й пол. XVIII — XIX вв. построены каменная ограда (1761-1777), келейные корпуса и трёхъярусная колокольня в классическом стиле (1820-1825). Монастырь закрыт в кон. 1920-х, в 1930-х его архитектурный ансамбль значительно пострадал. Возрождён в качестве женской обители в 1997.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском Угличском монастыре

местное название: Дивная церковь

посмотреть карточку | всего фотографий: 51

Дата постройки последнего здания: 1628 см. фотографии объектов той же эпохи

Кирпичная трапезная церковь, построенная в 1628 старцем Мисаилом. Храм поднят на хозяйственный подклет. Основной частью здания является квадратная в плане трапезная с одностолпным сводчатым перекрытием.

С восточной стороны к трапезной примыкает небольшая Успенская церковь с двумя приделами, завершённые тремя шатрами. С востока выступают три алтарные апсиды. Первоначально имелись приделы Козьмы и Дамиана и Мученицы Ирины (позже переосвящён во имя Гурия, Самона и Авива), в кон. XVIII в. приделы упразднены. Во 2-й пол. XVIII в. трапезная была перестроена под настоятельские покои. Церковь отреставрирована в 1956-1961 с восстановлением первоначальных форм. В 1997 стала основным храмом возрождённого монастыря.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Алексеевском Угличском монастыре посмотреть карточку | всего фотографий: 44

Дата постройки последнего здания: 1681 см. фотографии объектов той же эпохи

Кирпичная соборная церковь, построенная в 1681 игуменом Лаврентием. Храм состоит из двухсветного четверика с бесстолпным перекрытием, завершённого пятиглавием. Алтарь крупный полукруглый (первоначально состоял из двух апсид), с западной стороны примыкают паперть и крыльцо. С севера — небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата и преп. Аркадия. Паперть храма имеет вставки из полихромных изразцов. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Церковь отреставрирована в 1970-х. В 1997 возвращена монастырю.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 20 января 2019; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 20 января 2019; проверки требуют .

Алексе́евский монасты́рь — православный монастырь в Угличе у Каменного ручья на горе, которая в древности называлась «Огнева». Монастырь основан в 1371 году иноком Адрианом по инициативе митрополита Алексия с согласия московского князя Дмитрия Донского. В настоящее время — женский монастырь русской православной церкви.

До момента основания монастыря на его месте находилась кереметь — языческое святилище, оставшееся ещё с дославянских времён.

Монастырь был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван в честь святителя Алексия. В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия, первый каменный храм вне стен кремля. В XIX веке он был полностью перестроен и от него ничего не сохранилось. В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов под командованием Яна Сапеги. Интервенты истребили всех иноков.

После изгнания интервентов, предположительно как памятник погибшим угличанам, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная Дивной. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ. После разрушения в советские годы Покровского монастыря эта церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки. В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь стал третьеклассным. В 1898 и 1901 годах в монастыре были выстроены две каменные часовни. Монастырю принадлежало 216 десятин и 803 квадратных сажени земли в Угличском и Мышкинском уездах и 79081 рубль капитала.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — выдающийся памятник древнерусского зодчества XVII века, построен в 1628 году. Здание удивляет как своим совершенством, так и оригинальной, необычной схемой построения. Храмовая часть здания завершается тремя шатровыми главами, образующими как бы трезубую корону. Устремленные вверх шатры здания, расположенного на возвышенности, придают зданию изящность и легкость.

К небольшой храмовой части примыкает трапезная. Массивный столб в центре трапезной поддерживает своды. В первом этаже церкви были служебные помещения, к храму были пристроены настоятельские кельи. Ранее с северной стороны к церкви примыкало парадное крыльцо. Декоративное убранство церкви скромно и просто, каждая деталь подчеркивает общие пропорции храма.

В церкви успения Пресвятой Богородицы находится самая почитаемая и известная икона Углича — образ Пресвятой Богородицы «Вратарница Угличская», или «Свеча Неугасимая». На сей иконе изображена Богородица в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке.

До 1894 года икона пребывала в кладовой обители. 23 июня того года из Петербурга прибыл в обитель один больной купец. Явившись к настоятелю, он подробно рассказал о своей болезни и о том, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, и помолиться перед ней, обещая ему исцеление. Настоятель велел разыскать эту икону. Его повеление было исполнено, и икона с великим торжеством была перенесена в Успенский храм монастыря. Когда больной купец помолился перед ней, то в скором времени совершенно выздоровел.

В благодарность за полученное исцеление он обложил икону серебряной вызолоченной ризой.

В настоящее время у сей чудотворной иконы Богородицы также подаются исцеления тем, кто прибегает к Царице Небесной с верой в Ее предстательство перед Богом. По актам, составленным ярославской духовной консисторией, с 1894 г. по настоящее время при сей иконе совершилось более сорока чудесных исцелений.

Абсиды Алексеевской церкви до её перестройки в 1930-х годах на рисунке углического краеведа И. Н. Потехина.

Церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы, на средства наместника Фомы Колычева — святого Фомы Угличского. В 1629—1631 годах она была восстановлена после Смутного времени, c южной стороны был пристроен Богоявленский придел. Церковь была сильно перестроена в XIX веке (возможно, по проекту, созданному под влиянием или при участии Ярославского губернского архитектора П. Я. Панькова после 1829 г. церкви был придан классицистический вид, пристроена трапезная) однако, судя по натурной зарисовке И. Н. Потехина, основной объем и апсиды сохранялись до перестройки здания в картинную галерею в 1930-х. В начале 2000-х годов архитектурно-археологическим отрядом Угличской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е. А. Туровой было выявлено, что здание XVI века практически полностью (кроме утраченных абсид) сохранилось и было включено в объем позднейших перестроек. Характерной особенностью церкви были мелко-граненые апсиды, аналогичные абсидам построек Григория Борисова в Борисоглебске (1522—1524) и Даниловом монастыре в Переславле-Залесском (1532).

Небольшая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена в 1681 году. Это довольно типичный памятник верхневолжской школы. В XIX веке храм подвергся переделкам, затронувшим паперть; тогда же храм был заново расписан. Оригинальный декор сохранился только на западной стороне паперти. Изразцовое убранство храма едва ли не лучшее в Угличе.

Описание Алексеевского женского монастыря в г. Углич

Самый древний из угличских монастырей — Алексеевский — построен на возвышенности, называемой в древности Огневой горой. Монастырь был основан в 1371 году крупным московским политическим деятелем митрополитом Алексием как идейный форпост набирающего силы Московского государства. Вплоть до 16-го века постройки монастыря были деревянными. В 1534 году здесь строится первое каменное здание угличского посада — Алексеевская церковь. К сожалению, в 19 веке она была полностью переделана, и теперь уже ничто не напоминает самую старую из каменных церквей Углича.

В период польско-литовской интервенции 1608-1611 годов Алексеевский монастырь был почти полностью разрушен, угличане, защищавшие подступы к городу, убиты. Очевидно, в память о жителях города, погибших при осаде монастыря, в 1628 году здесь строится трёхшатровая Успенская церковь с трапезной, белым обелиском взметнувшаяся ввысь. За красоту и необычность архитектуры церковь на вершине Огниевой горы в старину назвали Дивной. Отсутствие в трапезной кухни, подсобных помещений наводит на мысль о том, что «Дивная» предназначалась не для обычных трапез, а для торжеств. Безвестный зодчий, возводя «Дивную», строил храм-памятник, подобно собору Василия Блаженного в Москве, церкви Вознесения в Коломенском.

Трёхшатровая каменная церковь — явление для Углича исключительное: до «Дивной» и после неё подобных сооружений здесь не было. Появление каменной шатровой церкви объясняется, видимо, непосредственным влиянием московского зодчества. Рядом с «Дивной» располагается церковь Иоанна Предтечи (1681 г.). Это первый бесстолпный храм города. Тяжелый куб основного объема храма с непропорционально большой апсидой создает впечатление некоторой приземленности и грузности постройки. В интерьере храма сохранились росписи XIX века. В 30-е годы в монастыре были разобраны колокольня, башни и стены ограды, хозяйственный корпус, уничтожено кладбище, где похоронены многие именитые горожане. Реставрационные работы, начавшиеся в 1920-х годах под руководством П. Барановского и И. Грабаря и продолженные сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской в 50-е годы, помогли спасти памятники монастыря от разрушения, вернули ему первоначальный облик.

В настоящее время монастырь передан Русской Православной церкви. Начаты работы по восстановлению ограды, хозяйственных и жилых построек, проводятся богослужения. Возрождается женская обитель

Общепринято, общеизвестно, и не обсуждается, что дата постройки Дивной — 1628 год. И все знают историю ее постройки. Что и говорить — классика жанра.

Но вот стоит внимательно перечитать «Угличский Летописец», и с удивлением можем обнаружить, что:

И потом прехождением времени достиже и до лет христолюбивого князя Углеческаго именем Фомы, иже и того превеликим усердием и особенным ко обители той и святителю тщанием и иждивением его во обители Алексеевской, на месте деревянныя Успения пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двема пределы, в лето 7055 (1547) году.

Понятно, что речь идет о Фоме Колычеве, княжившем в Угличе 28 лет и «преставись о Господе в вечный покой в старости мастите в лето 7058 (1550) году» («Угличский Летописец», стр. 152, лист рукописи 229). На той же странице упоминается и о разорении обители поляками, и о том, что «монахи в ней в погребе землею засыпаны и подавлены».

Что же касается легендарного строителя Успенской «Дивной» старца Мисаила — то упомянут он тут же, рядом, на соседней странице, и вот по какому поводу: «В лето 7136 (1628) году построены были (Мисаилом) еще две наружныя каменныя в монастыре том церкви святаго Иоанна Предтечи и святителя Христова Алексия Митрополита» («Угличский Летописец», стр. 153, лист рукописи 230). Как видите, ни о строительстве Дивной в 1628 году, ни о ее починке здесь речи не идет. Вероятно, она совсем немного пострадала при осаде — землей подвалы засыпали с защитникам, сожгли внутреннее убранство, наверное, но сама — выстояла.

Впервые обнаружив столь ужасающее противоречие с общеизвестным мнением, вопя и стеная, побежал я к одному очень уважаемому человеку, авторитетнейшему, знающему, весьма в истории сведущему. «Как же так!» — закричал я с порога, «Почему! В чем дело?» Посмотрел он на меня усталыми мудрыми глазами и сказал: «Сядь, успокойся. Да, есть такое. А ты знаешь, что единожды попавшая в научную литературу дата начинает жить своей жизнью? Она размножается, кочует из статьи в статью, из книги в книгу, и изжить ее, искоренить нет уже никакой возможности… Ну и что? Тебе очень это важно? Я знаю, ты теперь знаешь, и я знаю, что ты знаешь, вот и хорошо. А биться лбом об стену, всем, всегда и везде доказывая, что они все не правы — а прав ты, потому что ты знаешь, а они нет — себе дороже. В лучшем случае — махнут рукой, в худшем — нацепят ярлык сумасшедшего. Водки хочешь?» Вот так мы и поговорили…

Кто же прав? Неизвестно откуда-то взявшиеся сведения, перепечатываемые из путеводителя в путеводитель, из статьи в статью (и так до скончания века), и вечно живущие в методичках для экскурсоводов, или «Угличский Летописец»? Бог весть. Судите сами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *