Александровское подворье в иерусалиме

Александровское подворье в иерусалиме

Александровское Подворье. Церковь Александра Невского Русскоц Православной Церкви Заграницей.
Вначале первые две даты: официальное открытие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 11 (23) февраля 1856 года и первое посещение Палестины членом императорской фамилии Великим Князем Константином Николаевичем с супругой и малолетним сыном в апреле-мае 1859 г.. К тому времени русским консулом В.И.Дорогобужиновым уже был куплен участок земли под строительство консульства, называвшийся в обиходе «Русским местом возле Храма Гроба Господня». При расчистке участка под фундаменты из-под земли появились остатки древних стен и византийских арок. Стало ясно, что необходимы археологические изыскания, к которым были привлечены западные учёные: англичанин К.Вильсон, французы М. де Вогэ и Ш.Клермон-Ганно. Однако открытые ими архитектурные фрагменты сколько-нибудь удовлетворительной идентификации не получили. Строительство консульства было перенесено на другой участок, купленный вне городской черты того времени. Работы же возле Храма были приостановлены, будущие открытия стали ждать своего часа. Нужна была личность, способная взять на себя решение всех организационных проблем, и ею оказался архимандрит Антонин. Он привлёк к изысканиям выдающегося археолога Конрада Шика, который совместно с самим отцом Антонином провёл широкомасштабные раскопки, явившие миру удивительные находки. К первой принадлежит обнаружение, так называемой, второй обводной иерусалимской стены, возведенной, по предположению о. Антонина, ещё при Нехемии в 445 г. до Р. X.

(Нехем. 2). Определение направления этой стены, высотой в 3 метра, наличие римской мостовой и следов ворот с порогом — привели учёных к заключению, что перед ними — порог Судных врат, за которые был выведен Спаситель на Голгофу. Эта стена и Судные врата были разрушены при взятии Иерусалима Титом в 70 году н.э. и которые более никогда не восстанавливались. Кроме того, были обнаружены остатки базилики Храма времён правления императора Константина I Великого и ряд последующих пристроек, относящихся к ранневизантийскому периоду (VII — VIII в.в.).
Опыт проведения археологических работ на «Русском месте в Иерусалиме» явился первым и, к сожалению, последним случаем, когда русские учёные проводили систематические раскопки в Палестине. Все остальные археологические изыскания русских исследователей носили случайный характер, материалы исследований практически не описаны и не изданы, в том числе и результаты раскопок, предпринимавшихся архимандритом Антонином на Елеонской горе, в Гефсимании, в Яффо, Иерихоне и других местах. Вместе с тем, обнаруженные отцом Антонином находки, всё же стали экспонатами музея, основанного им при Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (коллекция палестинской керамики, саркофаг эллинистического времени и т.д.). Музей этот ныне располагается на территории Елеонского Православного женского монастыря.
На этом месте было решено возвести храм и ряд других построек. К 1896 г. работы были завершены и храм освятили в честь Св.благоверного князя Александра Невского, соименного святого императора Александра III.
Настал час войти вовнутрь Подворья… Можно ли предположить, что за его фасадом находится церковь? Лично мне здание напоминает типичную санкт- петербургскую постройку конца XIX века. И, тем не менее, — это церковь. Узкий коридор, на стенах которого висят различные портреты членов императорской семьи и чиновников Двора, ведёт в храм. В притворе храма находится памятная доска с надписью: «Церковь во имя Святого благоверного Александра Невского основана на месте остатков храма, сооруженного Св.равноапостольным царём Константином. 1887 — 1896 г.г.». Как я уже говорил в предисловии, главной святыней, находящейся в храме, является порог «Судных врат». Он расположен в базилике, закрытый стеклом. Над ним возвышается распятие, водружённое на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание, кладка которых относится к периоду правления царя Ирода I Великого. В церкви обращают на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая Страдания Иисуса.
Рядом с порогом Судных врат висят бронзовые доски с именами жертвователей на храм. Они настолько любопытны и узнаваемы для знающих историю России, что я позволю себе их перечислить: В.Н.Хитрово — чиновник Министерства финансов Двора; Фан-дер-Флит — учёный — востоковед; Е.В.Путятин — дипломат, адмирал, граф; А.П.Беляев — историк; П.А.Васильчиков — гофмейстер Двора; Ф.П.Корнилов — член Госсовета; Его императорское Высочество Александр III, Великие Князья Николай Николаевич и Константин Николаевич, Великая Княгиня Александра Георгиевна; протоиерей Г.Г.Сретенский; епископ Порфирий, архимандрит Антонин и патриарх Антиохийский Мелетий.
На стенах церкви висят иконы Николая Андреевича Кошелева (1840 — 1918 г.г.) — академика Петербургской Академии художеств, который побывал в Палестине в 90-е годы специально для того, чтобы написать их для этого храма и Троицкого Собора.

Кстати, в Русском музее хранятся его акварельные эскизы, точно соответствующие оригиналам икон. Среди живописных полотен — этюд И.Е.Репина «Несение Креста» (1898 г.), который он подарил церкви, подлинники картин И.Н.Крамского, В.А.Серова, ряда других менее известных мастеров.
Обращают на себя внимание витражи во втором ярусе алтарной апсиды. Они представляют собой образец витражного искусства эпохи модерна. Нужно отметить, что, если в католических храмах витражи давно и прочно заняли своё место, то в православных, до конца XIX века, они носили случайный характер. Теперь же архитекторы, проектируя новые храмы, закладывали витражи, как неотъемлемую часть целостного образа. Неорусский стиль стал сочетать в себе идеалы допетровской архитектуры с новым направлением модерн, который дал возможность много полнее раскрыть эстетический потенциал витража, его способность украшать и одухотворять пространство, формировать особый образ интерьера, передавать сложную гамму эмоций и настроений.
Александровское подворье и церковь принадлежат РДМ и ППО, находящимся в ведении Архиерейского Синода РПЦЗ с центром в Нью-Йорке. Подворье включает в себя также помещения для приёма паломников, 11 из которых предназначены для приёма знатных гостей, зал для приёмов, внутренний двор и музей. Здесь же размещается РДМ РПЦЗ, управление которой — в прерогативе Архиерейского Совета, пятым Первоиерархом которого является с октября 2001 года митрополит Лавр (В.М.Шкурла, 1928 г.р.).
Остаётся надеяться на то, что под мудрым руководством Владыки РПЦЗ двери подчинённых ей монастырей и церквей откроются так же широко, как они открыты в монастырях и церквах, подчинённых Московской Патриархии, куда мы отправимся в нашей следующей «прогулке».
Местонахождение: Христианский квартал Старого города. Район рынка Муристан, Храма Гроба Господня, Церкви Спасителя (Редимер).
Как добраться: от Яффских или Новых ворот Старого города.
Часы посещения: с понедельника по пятницу: 09:00 — 13:00 и с 15:00 — 17:00. Так гласит табличка, висящая на дверях, но без предварительной договоренности попасть нельзя.
Вход: как правило, бесплатно.
Дополнительные данные: фото-видеосъёмка запрещена.

Александровское подворье ИППО с церковью св. Александра Невского. Фото монаха Иосифа 1896 г.

Це́рковь Свято́го Алекса́ндра Не́вского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья в старом городе Иерусалима.

Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Иерусалиме была задумана руководством (ИППО) как храм-памятник основателю ИППО — императору Александру III.

При изысканиях на Русском месте в старом городе Иерусалима, проведённых с 1861 по 1884 год, были найдены археологические древности, прежде всего, Порог Судных Врат, через которые переступал Иисус Христос, ведомый на казнь.

В 1884 году руководство ИППО решило покрыть святыню зданием, которое в начале назвали «Русским домом», а затем переименовали в Александровское подворье в память императора Александра III.

Строительные работы по возведению здания подворья продолжались с 1887 по 1891 год под руководством уполномоченных ИППО в Иерусалиме Дмитрия Смышляева (1886—1889) и Н. Г. Михайлова (1889—1896).

Общество приняло решение внести в архитектурный комплекс строящегося подворья домовый храм. Такое решение сохранялось в тайне от властей Османской империи и патриарха Иерусалимского Никодима из-за близости Русского места к Храму Гроба Господня и возможного противодействия в выдаче разрешения на строительство церкви. Информацию о строительстве церкви скрывали от турецких властей до 1890 года. Однако далее скрывать эту информацию стало невозможно, поскольку сам прямоугольный характер постройки нового русского здания невольно выдавал намерения его строителей.

В рамках планируемого визита в Святую Землю цесаревич Николай Александрович хотел лично попросить султана разрешить строительство храма. ИППО готовилось к приезду цесаревича, построив комплекс подворья площадью 1342 м² с ещё неблагоустроенной церковью. 5 сентября 1891 года состоялось торжественное освящение Александровского подворья, однако церковь ещё не была благоустроена, готовый для неё иконостас был прислонен к восточной стене в ожидании получения султанского разрешения-фирмана. Тем не менее, на тот момент на западных боковых стенах между окнами были поставлены до 30 икон русских и палестинских святых работы художника В. Ф. Пасхина. Под ними был установлен целый ряд икон с фигурами в человеческий рост работы художника Николая Кошелева, которые изображали страстную историю Христа от моления о чаше до положения во Гроб. В 1891 году из 18 икон Кошелева были готовы только пять.

Вопрос получения султанского фирмана откладывается ещё на 4 года. В 1894 году скончался Александр III. Председатель ИППО великий князь Сергей Александрович принял решение об увековечивании памяти Александра III в Иерусалиме строительством церкви во имя Святого Александра Невского на Русском месте в Иерусалиме. В результате переговоров с патриархом Иерусалимским Герасимом и турецкими властями вопрос урегулировался усилиями ИППО и МИД Российской империи вплоть до апреля 1896 года.

Торжественное освящение церкви Александра Невского было совершено 22 мая 1896 года патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Рафаила, многочисленного духовенства. В организации торжеств участвовали уполномоченный ИППО в Иерусалиме Н.

Г. Михайлов со всеми работниками общества, Генеральный русский консул в Иерусалиме Алексей Круглов с работниками консульства и другие. Во время освящения в Троицком соборе в Иерусалиме и Спасо-Вознесенской церкви на горе Елеон был совершён Пасхальный звон. Секретарь ИППО Василий Хитрово 19 апреля 1896 года дал предписание уполномоченному ИППО в Иерусалиме Н. Г. Михайлову: «Наблюдите, чтобы по освящении еженедельного по четвергам в церкви Св. Александра Невского совершалась заупокойная панихида по Бозе почившем Государе и всем внесенным на поминальные доски в Русском доме. Дай Бог, чтобы начатое 15 лет тому назад дело пришло к благополучному окончанию».

На продольных боковых стенах храм св. Александра Невского находятся 18 живописных образов (3 метра высоты и 2 метра ширины) работы профессора Санкт-Петербургской Академии художеств, члена Н. А. Кошелева.

Храм имеет резной, двухрядный, деревянный иконостас. Высота пространства храма составляет 10 метров, длина 22 метра. В нижнем ряду иконостаса по обе стороны от Царских врат сохранились иконы Спасителя (справа), Божией Матери (слева), образ Спаса Нерукотворного (справа) и святители Филипп митрополит Московский и Иоанн, митрополит Киевский. Вверху Царских врат изображение Благовещения, внизу парные иконы четырех евангелистов и апостолов Луки, Марка, Матфея и Иоанна. Икона святых архангелов Михаила и Гавриила, соседствуют с образами Иакова брата Господня по плоти и архидиакона Стефана — первого христианского мученика.

Второй ряд образов иконостаса представляют собой новозаветный ряд с великими двунадесятыми праздниками. Образ » Тайной вечери» объединяет композицию. На северной и южной стенах церкви, икона святых равноапостольных императоров Константина и Елены. На вершине иконостаса Распятие со Спасителем и предстоящими перед ним Божией Матерью и св. Апостолом Иоанном Богословом.

Всего в церкви было 82 образа и 205 предметов церковной утвари. В левой части храма находится Плащаница Спасителя, исполненная на полотне с золотой вышивкой — пожертвование из Петербурга. В самом центре храма напротив иконостаса находится часть колонн древней базилики Воскресения Господня IV в., которая на сегодняшний день используется как престол.

Алекса́ндровское подво́рье, также известное как Русские раско́пки — историческое русское здание, записанное на Императорское правительство Российской Империи в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение (расположено в непосредственной близости к Храму Гроба Господня, от подворья до Голгофы примерно 70 м). Представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности, построенный Императорским Православным Палестинским Обществом в 1896 году. Подворье занимает группа лиц из «Русского православного общества Святой Земли» (Мюнхен, Германия), именующие себя также ИППО (Иерусалим и Ближний Восток).

История

Земля, на которой стоит подворье, была приобретена в 1859 году усилиями первого русского консула в Иерусалиме В.

И. Дорогобужинова у коптского духовенства, и первоначально предназначалась для здания русского консульства. Консульство, однако, для удобства было построено не здесь, а на Русских постройках, за пределами Старого города. В 1881 году после паломнической поездки на Святую землю великого князя Сергея Александровича на участке начались обширные археологические раскопки под руководством архимандрита Антонина, поскольку обнаружилось, что на участке сохранилось множество древностей. В раскопках принимали участие археологи Конрад Шик, Чарльз Вильсон, Мельхиор де Вогэ и Шарль Клермон-Ганно. В 1883 году был обнаружен фрагмент второй обводной иерусалимской стены с Порогом Судных Врат, построенной в V—IV вв. до н. э., арка храма Адриана, фрагменты стен и часть колонны базилики Храма Воскресения времён правления императора Константина Великого, а также остатки других сооружений VII—VIII веков. После завершения раскопок прямо над ними началось строительство подворья, которое завершилось в 1891. 22 мая 1896 года на подворье освятили домовую церковь в честь святого Александра Невского. Начало Первой мировой войны стало временем начала упадка подворья. На сегодняшний день Александровское подворье занимает группа лиц, не имеющих отношения к историческому Императорскому Православному Палестинскому Обществу во главе с гражданином Германии Н. А. Гофманом, с официальным названием «Русское православное общество Святой Земли», зарегистрированным в городе Мюнхене в Германии. 11 июня 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому Управление делами президента РФ должно провести необходимые юридические процедуры по оформлению прав России на Александровское подворье и церковь Александра Невского в Иерусалиме.

Описание

Самое просторное помещение подворья занимает Церковь Святого Александра Невского с деревянным резным двухрядным иконостасом. В притворе храма находится памятная доска с надписью: «Церковь во имя Святого благоверного Александра Невского основана на месте остатков храма, сооружённого Св. равноапостольным царём Константином… … (Русский)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *