Александро невской лавры

Александро невской лавры

Содержание

Троицкий собор Александро-Невской лавры

У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий собор.

Православный собор

Собор Троицы Живоначальной

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом 1

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Орденская принадлежность

Орден Святого Александра Невского до 1917 года

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Классицизм

Автор проекта

И. Е. Старов

Первое упоминание

1719 год

Строительство

1776—1790 годы

Приделы

Главный — Пресвятой Троицы; южный — Покрова Пресвятой Богородицы; под южной башней — святого благоверного великого князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).

Реликвии и святыни

Мощи святого благоверного князя Александра Невского.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520379090016 (ЕГРОКН). Объект № 7810593101 (БД Викигида)

Состояние

Отличное

Медиафайлы на Викискладе

Тро́ицкий собо́р — соборный храм Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Являлся капитульным храмом ордена Святого Александра Невского.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

История

Первый храм

Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини, к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект.

Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. Он представлял из себя грандиозное сооружение с двумя высокими колокольнями, увенчанными шпилями. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17 (28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был «вчерне» готов.

При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753—1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.

Строительство нового храма

В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.

Через одиннадцать лет, 15 (26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утверждён в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.

Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778 года архиепископом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.

В 1782 году на южной двухъярусной башне-колокольне установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.

Вчерне собор был завершён в 1786 году.

30 августа (10 сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы была перенесена в собор серебряная рака с мощами благоверного князя.

Капитульный храм

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.

9 (20) октября 1790 года под южной башней был освящён придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).

Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.

В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.

В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.

После 1917 года

В 1922 году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.

В 1923—1926 годах собор принадлежал обновленцам, в 1928 году — «непоминающим».

16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.

В 1940-х годах часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую — склад.

Знак в память 2000-летия Рождества Христова

Собор был возвращён верующим в 1956 году, после 10 лет ходатайств, с обязательством произвести ремонтно-реставрационные работы за счёт общины. К счастью, в нём сохранился первоначальный иконостас. 12 сентября 1957 года, после первоочередного ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым). Старостой собора был назначен Николай Людоговский.

В 1957—1960 и 1986—1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.

В августе 1961 года, при изъятии у Ленинградского епархиального управления Духовского корпуса лавры, в подклет собора были перенесены останки митрополитов Григория и Елевферия.

3 июня 1989 года крестным ходом от Святых ворот лавры в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.

На горнем месте собора после его открытия около 40 лет находился мраморный архиерейский трон из алтаря московского храма Христа Спасителя, ставший в 1931 году экспонатом антирелигиозного музея и впоследствии вывезенный в Ленинград. При воссоздании храма каменный трон вернулся в Москву, а в Троицком соборе установлена его копия, вырезанная из дерева.

С 13 по 28 июля 2017 года в храме находились для поклонения мощи святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, прибывшие из Бари, где они находятся постоянно.

Архитектура, убранство и устройство собора

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой латинский крест.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочёными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Интерьер в стиле классицизма

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах — изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В южной части трансепта, напротив раки св. Александра Невского, был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова) (ныне в фондах Русского музея).

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827—1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира (ныне выставлена в Эрмитаже).

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.

Чтимые святыни

  • Мощи святого благоверного князя Александра Невского. Мощи были обретены в 1380 году во Владимире. В 1723—1724 годах они были перенесены из владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 августа (10 сентября) 1724 года мощи были помещены в Благовещенской церкви монастыря. Императрица Елизавета Петровна пожаловала для них раку из колыванского серебра — «первого сребра, что недро ей земное открыло, как на трон благоволила сесть». Рака была изготовлена по эскизу Георга Грота в 1750—1753 годах на Монетном дворе. В настоящее время гробница находится в Государственном Эрмитаже. Изъятые из собора в 1922 году мощи до 1989 года находились в фондах Музея истории религии и атеизма. Ковчег с мощами помещён в гробницу-мощевик, которая хранится в соборе со времени его открытия в 1957 году.
  • В 1958 году в собор была передана икона Божией Матери «Невская Скоропослушница».
  • Образ святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницею. Икона, принадлежавшая ранее храму святителя Николая Чудотворца в селе Ильеши Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Волосовского района Ленинградской области), издавна почитается чудотворной. В 1988 году икона, явленная в Ильешах, была передана в Троицкий собор из Русского музея.
  • Ковчег с мощами святых:

Благоверный князь Александр Ярославич Невский Великомученик Димитрий Солунский Святитель Моисей Новгородский
Преподобный Александр Свирский Преподобномученица Евдокия Преподобный Нестор
Преподобный Алексий, человек Божий Священномученик архидиакон Евпл Мученик Никита
Святитель Алексий Московский Преподобный Евфимий Великий Святитель Николай Мир-Ликийский
Священномученик Акепсим Великомученица Евфимия Всехвальная Преподобный Нил Столобенский
Преподобномученик Анастасий Персский Великомученица Екатерина Преподобный Павел Исповедник
Преподобномученица Анастасия Римская Священномученик Ермолай Священномученик Пётр Александрийский
Апостол Андрей Первозванный Преподобный Ефрем Новоторжский Великомученик Пантелеимон
Мученик Андрей Стратилат Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Пимен Великий
Священномученик Антипа Христа ради юродивый Иаков Боровичский Великомученик Прокопий
Преподобный Антоний Великий Апостол Иаков, брат Господень Святой князь Роман Угличский
Святитель Арсений Тверской Великомученик Иаков Персидский Мученики Сергий и Вакх
Священномученик Афиноген Священномученик Игнатий Богоносец Преподобный Сергий Радонежский
Апостол Варнава Мученик Иоанн Воин Святитель Спиридон Тримифунтский
Великомученица Варвара Святитель Иоанн Златоуст Первомученик архидиакон Стефан
Святитель Варсонофий Святитель Иоанн Милостивый Апостол Тит
Апостол Варфоломей Пророк Иоанн Креститель Первомученица Фёкла Иконийская
Святитель Василий Великий Святитель Иона Московский Преподобный Феодор Сикеот
Священномученик Василий, епископ Амасийский Мученик Ипатий Великомученик Феодор Стратилат
Равноапостольный князь Владимир Равноапостольный царь Константин Великомученик Феодор Тирон
Великомученик Георгий Победоносец Святой Косьма Преподобномученик Феодосий
Святитель Герман Казанский Праведный Лазарь Четверодневный Преподобномученица Феодосия
Святитель Григорий Акрагинитский Апостол и Евангелист Лука «Константинопольская дева» (?)
Святитель Григорий Богослов Апостол и Евангелист Марк Святитель Филипп Московский
Преподобный Григорий Декаполит Апостол и Евангелист Матфей Великомученик Харалампий
Святитель Гурий Казанский Преподобный Михаил Малеин Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные
Князь Давид Святитель Михаил Синадский Святые Сорок Севастийских мучеников
Преподобный Даниил Столпник

Традиции

В соборе в XIX — начале XX века и в 1960—1980-х годах регулярно совершались епископские хиротонии. В частности, в нём были посвящены во епископа святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, Патриархи Московские и всея Руси Сергий и Кирилл, а также Филарет, именующий себя «Патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

С начала XX века установился обычай ежегодно, 25 октября (7 ноября), в день кончины Петра Чайковского, исполнять написанную им для смешанного хора литургию Иоанна Златоуста.

Примечания

  1. 1 2 Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 7-9. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).
  2. Письмо митрополита Ленинградского и Новгородского Елевферия (Воронцова) патриарху Алексию I о передаче Русской православной церкви Троицкого собора в Александро-Невской лавре и мощей святого Никиты в Новгороде.
  3. Мощи Николая Чудотворца покидают Россию (28.07.2017). Дата обращения 22 октября 2017.
  4. Ломоносов М. В. Стихотворная надпись к раке св. Александра Невского.
  5. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы из села Ильеши // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2002. — Вып. 30—31. — С. 136—137.
  6. Чайковский П. И. Литургия Святого Иоанна Златоустого.

Ссылки

  • Энциклопедия Санкт-Петербурга

Александро-Невская лавра: режим работы 2019 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге находится в конце Невского проспекта. Ее территория, расположенная между реками Невой, Монастыркой и Обводным каналом, представляет собой оазис русской духовной жизни на Монастырском острове.

Как добраться до Александро-Невской лавры

Станция метро – Площадь Александра Невского;

Вход в лавру находится на площади Александра Невского, напротив огромного здания гостиницы «Москва».

Режим работы Александро-Невской лавры в 2019 г.

  • Лавра открыта ежедневно с 5:30 до 23:00
  • Свято-Троицкий собор открыт ежедневно с 5:45 до 20:00
  • Некрополь 18 века
    • Ежедневно с 9:30 до 18:00
    • Касса закрывается на полчаса раньше
  • Некрополь мастеров искусств
    • Ежедневно, кроме четверга, с 9:30 до 21:00. Касса закрывается на полчаса раньше
    • По четвергам с 9:30 до 18:00

Стоимость билетов Александро-Невскую лавру в 2019 г.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — действующий монастырь. Вход бесплатный для паломников и туристов всё время.

Также на территории лавры работает музей городской скульптуры — Некрополь XVIII века и Некрополь Мастеров искусств.

Стоимость билетов в некрополи Александро-Невской лавры в 2019 г.

  • Посещение Некрополя 18 века и Некрополя мастеров искусств
    • Для граждан России
      • взрослый билет — 300 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
      • школьники и студенты России — 100 рублей
      • пенсионеры России и Белоруссии — 100 рублей
    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет — 400 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
  • Посещение одного из некрополей (Некрополя 18 века или Некрополя мастеров искусств)
    • Для граждан России
      • взрослый билет — 150 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
      • школьники и студенты России — 50 рублей
      • пенсионеры России и Белоруссии — 50 рублей
    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет — 200 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно

История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.

Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.

По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» — буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.

Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость — Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.

Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.

В середине 18-ого века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.

В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры.

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры, построенный в 1776-1790 гг., является основным в ансамбле монастыря. Расположен между Духовским и Фёдоровским корпусам, оформлен в стиле классицизма. Собор украшают скульптурные композиции (архитектор Ф.Шубин). На главном фасаде — шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Собор имеет крестообразную в плане форму. Внутренние помещения разделены на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Для иконостаса использован итальянский и русский мрамор. Бронзовые «царские ворота» удивляют изяществом рисунка.

В Троицком соборе находятся мощи Святого Александра Невского, перенесенные сюда в 1989 году. Троицкий собор работает и в настоящее время.

Некрополь Алексанро-Невской лавры

На территории монастыря в 1716 году основано Лазаревское кладбище, где была построена церковь Святого Лазаря. В Лазаревском некрополе похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Д. Кварнеги, А.Н.Воронихин. А.Д. Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, К. Росси, А.В., М.И. Козловский. На Ново-Лазаревском кладбище покоятся Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, Б.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский, П.К. Клодт, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие известные деятели.

Позже к Александро-Невской лавре присоединяется Тихвинское кладбище (1823 год). Оба кладбища объединяются в Некрополь. Затем в 1861 году в Некрополь вошло и Никольское кладбище. После реконструкции Невской набережной в 1960-ые годы Никольское кладбище было значительно сокращено. Здесь были похоронены историк Л.Н. Гумилёв и первый мэр города А.А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 2002 на площади перед лаврой открыт конный памятник князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). Главным праздником собора является день 12 сентября — день перенесения в 1724 году мощей св. Александра Невского.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Александро-Невская лавра не утратила своей духовной роли, несмотря на все гонения советского времени, и функционирует как мужской монастырь и в наши дни.

Музей городской скульптуры Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В 1930 году на основе Некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года он занял Надвратную церковь. А после закрытия в 1933 году Благовещенской церкви её первый этаж был также передан этому музею. В послевоенные годы музей занял оба этажа Благовещенской церкви, а в конце 1980-х годов и здание бывшей Тихвинской церкви

>Виртуальные прогулки

Официальный сайт Александро-Невской лавры

  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — lavra.spb.ru
  • Государственный музей городской скульптуры — www.gmgs.ru

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый уникальный список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простёртой десницей без Богомладенца.

«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афона (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора пожертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императора Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часовне, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма.

Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления.

Вскоре часовня сгорела, и на пепелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом образ Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г. Бари (Италия).

После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем, часовня была расширена и преобразована в храм во имя свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. В дальнейшем, одновременно с возведением храма в г. Бари, на месте этого храма был построен другой, так называемый Николо-Барградский, исполненный по образцу древних русских храмов. Почитаемый образ «Скоропослушницы» занял место слева от царских врат. Для иконы был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями.

Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались почитанием представителей императорской семьи и в особенности — вдовы великого князя Сергея Александровича, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослушницы».

В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». В Николо-Барградский храм был назначен настоятелем священник Владимир Шамонин, который спас «Скоропослушницу» от передачи в музейный фонд после закрытия и уничтожения храма в 1932 г. Икона была перенесена в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, где находилась до закрытия и этого храма. Затем в 1934 г. ее перенесли в Святодуховскую церковь Александро-Невской Лавры (закрыта в 1936 г.), и далее — в Троице-Измайловский собор (закрыт в 1938 г.).

С 1938 по 1958 годы икона «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы.

12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия.

В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую».

В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница». Санкт-Петербург. Троицкий собор, Никольский придел Александро-Невской лавры

Невская Скоропослушница, список одноименного афонского образа Богоматери с изменённой иконографией

В России икона Божией Матери «Скоропослушница» стала известна в XIX веке. Особенно прославился список образа Скоропослушницы, принесенный с Афона в Санкт-Петербург в 1878 году иеромонахами Афонского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.

Икона, принесенная с Афона, отличалась от известного образа «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца — оглавно, с молитвенно простертой десницей. Этот образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы».

Прибывшим афонским монахам для сбора пожертвований была передана в недостроенном виде Александро-Невская часовня. Афонские монахи обратились с предложением причислить строящуюся часовню к храму в Мирах Ликийских с тем, чтобы «доходы ее шли на его восстановление».

6 декабря 1879 года состоялось освящение часовни митрополитом Санкт-Петербургским Исидором (Никольским). Настоятелем часовни был назначен иеромонах Афанасий. Святогорцы передали в освященную часовню святыни со Святой Горы: крест с частицей Животворящего Древа, частицы мощей святителя Николая, великомученика Пантелеимона и образ Божией Матери «Скоропослушница».

Начавшаяся вскоре русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм на родине святителя Николая в Мирах Ликийских. Монахи-сборщики в 1881 году были отозваны на Афон, передав собранные средства в Синод (3600 р.). Часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского епархиального управления.

Осенью 1885 года (по другим источникам — в 1880 году) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла.

«…В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница», писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися… К иконе Божией Матери Скоропослушницы во временное помещение ее на Калашниковском проспекте потянулись вереницы богомольцев и пред нею непрерывно совершались молебны… Св. икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой, и в ней, кроме молебнов и панихид, совершались ежедневно всенощные бдения и обедницы с чтением акафистов».

Это чудесное событие способствовало увеличению сбора пожертвований на храм в Мирах Ликийских, которое не прекратилось, несмотря на военные действия. Общая сумма собранных средств в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей. Они были переданы Императорскому Православному Палестинскому обществу, основанному в 1883 году и располагавшемуся по соседству по адресу Мытнинская ул.10. В ведение этого общества в 1888 году была передана и восстановленная после пожара Александро-Николаевская часовня.

Однако Обществу не удалось разрешить «мирликийский вопрос» и добиться разрешения у турецких властей возродить древний храм. По причине этого средства, собранные на храм в Мирах, были направлены на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святителя Николая.

Убийство великого князя Сергея Александровича, случившееся 5 февраля 1905 года, подала мысль графу Н.Ф. Гейдену и Попечительству возбудить вопрос перед епархиальным начальством о превращении часовни в храм в молитвенную память о великом князе — почетном ктиторе. Ходатайство это было поддержано великой княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой Сергей Александровича. По этому ходатайству Святейший Синод разрешил «Мирликийскую часовню», расширенную, обведенную кругом новыми стенами, с пятью главками и колокольнею, превратить в церковь — в память мученической кончины великого князя Сергея Александровича. Освящение храма во имя святителя Христова Николая, архиепископа Мирликийского и блг. кн. Александра Невского, произвел 30 ноября 1905 года еп. Нарвский Антонин (Грановский).

Однако искусственность превращения часовни в храм скоро дала о себе знать. Храм оказался тесным и низким, крайне неудобным для богослужений как летом, так и зимою: в знойное лето в нем царили духота и теснота, а зимой чрез растворенные двери проникал убийственный, пронизывающий богомольцев и священнослужителей холод, по верху валил пар, дававший обильные осадки. Кроме того, наскоро возведенные обводные стены дали угрожающую трещину. Поэтому, как только храм перешел в 1911 году в ведение Императорского Православного Палестинского Общества, с назначением доходами его содержать построенный к этому времени русский храм во имя свт. Николая в Бар-Граде (в Италии) и странноприимницу при нем для русских паломников, Общество и Попечительство Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге пришло к мысли заново воссоздать на прежнем месте храм в более благолепном и удобном виде. 21 июля 1912 года проект храма утвержден императором Николаем II.

8 сентября 1913 года была совершена закладка нового «Николо-Барградского» храма, которую совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский).

15 декабря 1915 года освящение храма совершил митрофорный протоиерей П.И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А.С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В.А. Акимова и двух местных иеромонахов о. Неофита и о. Ювеналия. Для иконы «Скоропослущница» был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Риза и венец Богоматери были украшены драгоценными камнями большой ценности.

Почитателями иконы Богоматери «Скоропослушницы» были члены царской семьи, особенно императрица Александра Федоровна. Икона «Скоропослушница» сопровождала царственных страстотерпцев до самой их кончины. Среди икон, найденных в доме Ипатьева после расстрела царской семьи, было обнаружено три образа Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Два образа, писанных на дереве, малого размера, и один, писанный на полотне, в красках.

После революции

В 1922 году, когда большевиками была развязана кампания по изъятию церковных ценностей, митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Санкт-Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». Между митрополитом и Петроградским Советом состоялось формальное соглашение, напечатанное в «Петроградской правде» в начале апреля. В этом соглашении предусматривалось, что

«хранилища мощей, не представляющие собой материальной ценности и всенародночтимые иконы, а именно: 1) икона Спасителя (в часовне Спасителя на Петроградской стороне), 2) икона Казанской Божией Матери (в Казанском соборе), 3) икона Скорбящей Божией Матери (на Стеклянном заводе за Невской заставой), 4) икона Скоропослушницы (Рождественская улица), 5) икона Тихвинской Божией Матери (Исаакиевский собор), 6) икона Святителя Николая Чудотворца (в Колпино) — могут быть оставлены верующим в настоящем виде при условии замены ценности их металлом в соответствующем эквиваленте».

После революции Николо-Александровский храм оставался домовым, в нем служил один священник. В храме параллельно работал музей редких старинных икон и утвари, собранных ценителем древне­русского искусства вице-председателем Палестинского Общества князем А. А. Ширинским-Шихматовым.

В начале 1920-х годов стали закрывать многие храмы в Петербурге, в первую очередь домовые и подворские. Чтобы сохранить Николо-Барградский храм, было решено учредить при нем приход. В приходской храм определили трех священников. Настоятелем назначили протоиерея Владимира Шамонина.

В 1920-е годы икона широко почиталась верующими:

«Кроме ежедневных служб, заказывались молебны перед иконой Божией Матери в течение всего дня. В дежурной комнате всегда находился священник, по звонку выходивший служить молебны. Молебны были главным образом просительные. Больных привозили, приводили, служили и заочные молебны, если больные не могли приехать издалека. Поминальных записок было такое множество, что прочитывать их полностью было невозможно. Бельевые корзины, наполненные ими, только благословлялись служившим священником крестом, рукой и Евангелием. Люди часто исцелялись или сразу после служения перед чудотворной иконой или после. Об этом присылали письменные извещения. Народ молился усердно с верой, надеждой/…/ Приходить и прикладываться к чудотворному образу Божией Матери разрешалось в любое время (за исключением моментов Литургии верных), иначе не все успевали бы приложиться…. Эту чудесную икону возили и носили извозчиком по домам, где тогда служились молебны. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика со священником и псаломщиком, между которыми в спецфутляре стояла икона “Скоропослушницы”. Встречный народ становился на колени и кланялся. Если кому-то привозили икону и жильцы соседней квартиры узнавали об этом, то выходили на лестницу, во двор, выводили или выносили детей или больных. Часто мимоходом по просьбе людей заносили и в другие квартиры, а некоторые ходили просто по улицам на случай, если вдруг проедут сюда с чудотворной иконой» .

7 марта 1932 года Николо-Александровский храм был закрыт. Икона Божией Матери «Скоропослушница» должна была быть передана в музейный фонд. Все обращения настоятеля о. Владимира Шамонина к ленинградским властям оказались безрезультатными. Чтобы спасти икону Божией Матери, он поехал в Москву и каким-то образом смог обратиться за помощью к М.И.Калинину. К удивлению «всероссийский староста» помог. Об этой невероятной для того времени истории рассказал сам о.Владимир Шамонин в стихах:

«Как Чацкий, я кричал: «Карету!» И есть на свете уголок, Где «рясофорному поэту»… Калинин, коммунист, помог» .

О. Владимиру удалось перевезти икону в храм свв. князей Бориса и Глеба на Синопской набережной, куда его назначили служить.

В 1932 году, после закрытия Борисоглебского храма икона «Скоропослушницы» оказалась в Духовской церкви Александро-Невской лавры, откуда она была перенесена в Свято-Троицкий собор на Измайловском проспекте. В 1938 году ее вновь перенесли уже в Князь-Владимирский собор, где она пребывала около двадцати лет.

Все дни блокады «Скоропослушница» пребывала в пределах блокадного города, в Князь-Владимирском соборе. Вместе с Казанской иконой, также находившейся в этом соборе, они были в числе немногих доступных святынь страждущего града.

В память о заступничестве Божией Матери блокадному граду 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по «Дороге жизни» в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Он стал первым храмом в честь Невской «Скоропослушницы» в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Литургия.

Перенесение в Александро-Невскую лавру

В 1958 году образ Божией Матери «Скоропослушницы» был перенесен в отреставрированный и вновь освященный Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры по благословению митрополита Ленинградского Елевферия (Воронцова), бывшего почитателем иконы. Митр. Елевферий благословил выполнить точную копию иконы «мера в меру», которая была установлена в прежний киот в Князь-Владимирском соборе.

Чтимый список с иконы хранится в Санкт-Петербургском храме св. Иова Многострадального.

Литература

  1. Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг, 1916.
  2. А.Н.В. Еа:38, дело № 51 за 1861г.
  3. Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева).Старый Валаам. Север, 1991г., № 9
  4. Дмитриевский А. А., Юшманов В. Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. Пп, 1915.
  5. ЦГАК ф.762, оп.1, д.213, л.9
  6. Освящение Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1917.
  7. Иеромонах Афанасий. Сказание о Александро-Николаевской часовне: Записка о часовне, устрояемой в С.-Петербурге на Песках. СПб, 1879.
  8. ЦГА РСФСР, Фонд НКЮ, «Дело м.Вениамина».
  9. «Жизнеописание святителя Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского (1873-1922).
  10. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно — церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999].
  11. Шамонина. М. Петербургский батюшка. Жизнь, служение, творчество протоиерея Владимира. «Отчий дом», 1997.
  12. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. «Глаголъ», СПб, 1994.
  13. Н.Ю. Черепенина, М.В.Шкаровский. «Санкт-Петербургская епархия в ХХ веке. 1917-1941″Лики России.СПб 2000.
  14. Фотоматериалы ЦГАКФФД.СПб.

Использованные материалы

  • Икона Божией Матери «Скоропослушница» в Санкт-Петербурге (Невская), сайт храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в пос. Кузьмоловском Всеволожского района Ленинградской области:

Воспоминания Зои Владимировны Шамониной. Рукопись. – Личный архив Лидии Петровны Нестерец

Из стихотворения сохранилось только это четверостишие в письме епископа Романа Таллиннского к о. Владимиру Шамонину в 1955 г.

Александро-Невская лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырем, а ее архитектурный ансамбль — объектом культурного наследия РФ. Она расположена на Монастырском острове, в Центральном районе Санкт-Петербурга. Прямое отношение к основанию обители имеет Петр I, указавший в 1710 г. место для ее строительства. По преданию, именно здесь в 1240 г. произошел разгром шведов войсками Александра Невского, что в полной мере объясняет посвящение монастыря великому князю и Живоначальной Троице.

Феодоровский корпус и церковь, © Александро-Невская лавра

Расписание Александро-Невской лавры

Обитель можно посетить ежедневно с 05:30 до 23:00. Вход в Свято-Троицкий собор открыт с 05:45 до 20:00.

Богослужения

В соборе Братский молебен совершается в пн.-сб. с 06:00, а вечерня — ежедневно с 17:00. Литургии проводятся в сб., вс. и праздники в 07:00 и 10:00.

В других церквях службы проходят:

  • в Феодоровской — в пн.-пт. с 10:00, в вс.-чт. с 17:00;
  • в Надвратной — в пн.-пт. с 07:00;
  • в Серафимовской и Никольской — поочередно в вс. с 09:00.

В Андреевском ските утренние службы совершаются:

  • в будние дни — 06:00, 12:00, 18:00, 23:00;
  • в сб. — 07:00, 10:00, 21:00;
  • в вс. — 08:00, 10:00.

В Надвратной церкви проводятся Таинства Венчания:

  • пн., ср., пт. — с 12:00;
  • вс. — с 14:00.

Надвратная церковь, © Александро-Невская лавра

Таинство Крещения осуществляется в крипте Свято-Троицкого собора ежедневно в 12:00, в сб. и вс. — дополнительно в 10:00 и 14:00.

Часы работы отделов

Читальный зал Библиотечного корпуса могут посетить все желающие ежедневно, кроме вс., накануне и в дни великих праздников:

  • пн.-пт. — с 11:00 до 19:00;
  • сб. — с 11:00 до 16:30.

Занятия в читальном зале проводятся в чт. — с 20:00 до 21:30 и в сб. — с 13:00 до 16:00.

Музей Лавры работает в ср., пт. и вс. с 12:00 до 17:00.

Некрополи открыты ежедневно с 09:30 до 18:00, Благовещенская усыпальница — с 11:00 до 17:00, кроме пн. и чт. Кассы закрываются на полчаса раньше.

Ворота в центральный двор, © Ярослав Глухов

Цены

Вход на территорию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры бесплатный.

Стоимость билетов на посещение Некрополей:

  • взрослый для россиян — 250 руб. (2 объекта), 150 руб. (1 объект);
  • взрослый для иностранцев — по 200 руб. каждый;
  • для школьников, студентов, пенсионеров РФ и Белоруссии — 50 руб.

Дошкольники имеют право бесплатного входа.

Билет в Благовещенскую усыпальницу:

  • полный — 150 руб.;
  • льготный — 50 руб.

Услуги лаврской библиотеки бесплатны, но пожертвования приветствуются. Посещение музея — 100 руб.

Паломники и туристы могут вкусно перекусить в трапезной за пожертвование:

  • завтрак и ужин — от 150 руб.;
  • обед — от 250 руб.

Феодоровский корпус на фоне Свято-Троицкого собора, © Наталия Семчина

Троицкая Александро-Невская лавра сегодня

Центральный монастырский двор окружает несколько строений.

Митрополичий корпус замыкает двор с западной стороны. С угловыми башнями он соединен одноэтажными крыльями. Центральная часть расположена напротив Свято-Троицкого собора, что подчеркивает приоритетное значение Архиерейского дома в структуре обители. Внешний фасад выходит на Лаврский проезд и Митрополичий сад.

Просфорный корпус расположен на севере, вдоль набережной реки Монастырки. Он представляет собой двухэтажное строение, связанное галереями с Ризничной башней и Благовещенскими воротами — главным входом в монастырский двор.

Семинарский корпус по стилю и форме является прообразом Просфорного корпуса. Он находится на юге комплекса, граничит с Феодоровским корпусом и Библиотечной башней.

Духовской и Феодоровский корпуса отходят симметричными трехсекционными уступами в разные стороны от Троицкого собора. Изначально открытые двухярусные галереи пришлось застеклить из-за сурового петербургского климата. В Феодоровском корпусе с 2004 г. работает общедоступная трапезная на 80 мест. В 2010 г. здесь открыли чайную, где можно отведать или заказать монастырскую выпечку.

Чайная, © Александро-Невская лавра

Ризничная и Библиотечная башни в полной мере оправдывают свои названия. В первой находилась ризница с реликвиями и ценностями, во второй — старейшая в епархии библиотека. В 1910 г. бо́льшую часть фондов переместили в построенный со стороны Никольского кладбища Библиотечный корпус. Рядом с ним располагается здание Консистории.

В границах центрального двора находится Свято-Троицкий собор, несколько церквей, а также Казачье кладбище. После 2000 г. на территории Лавры были установлены:

  • памятник «2000-лет от Рождества Христова»;
  • памятник «За веру Христову пострадавшим»;
  • поклонный крест в честь 5-летия подписания Акта о каноническом общении МП с зарубежной РПЦ;
  • рельефное бронзовое панно на Просфорном корпусе в честь 300-летия Лавры;
  • мраморный киот с образом Коневской иконы Божией Матери.

Памятник «За веру Христову пострадавшим», © Елена Кулешина

Первые четыре работы выполнены скульптором Э. Соловьевой безвозмездно. Последний изготовили мастера обители.

Александро-Невская лавра имеет собственное издательство и несколько мастерских:

  • иконописно-реставрационную;
  • ювелирную;
  • швейную;
  • фарфоровую;
  • гончарную;
  • иконно-киотную;
  • эстампную.

В монастыре есть пекарня и церковные лавки. В феврале 2018 г. открылась собственная сыроварня.

Музей

Для широкого круга посетителей Древлехранилище открылось в 2013 г. здесь представлены коллекции икон, русской религиозной живописи, деревянной скульптуры и мебели, церковной утвари, облачений священнослужителей. Здесь можно увидеть архивные документы и печатные издания, а также экспозицию фотографий и позитивов.

Музей, © Александро-Невская лавра

Библиотека

Общедоступный фонд содержит научную и художественную литературу, периодику, мультимедиа, видеофильмы и аудиозаписи. Печатных изданий насчитывается около 21000. Разделы посвящены истории религии, богословию, философии, педагогике, медицине, монашеству, языкознанию и пр. Имеется справочный фонд и электронный каталог, постоянным читателям выдается абонемент.

Святодуховский центр

Лаврский духовно-просветительский центр, открытый в 2003 г. в помещении бывшей церкви Духовского корпуса. Тут проводятся различные мероприятия — концерты и фестивали, выставки и кинопоказы, конференции и образовательные курсы и многое другое.

Духовской корпус и купол Благовещенской церкви, © Ярослав Глухов

Воскресная школа

Открыта в 1996 г. для детей 5–15 лет. Учащиеся выезжают на Ладожское озеро, в монастырский летний лагерь.

Скиты

Андреевский скит расположен недалеко от с. Коркино Всеволожского р-на Ленинградской обл. По преданию, в этих местах побывал Андрей Первозванный, направляясь в Рим.

Николаевский скит находится у Финского залива, на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-он Ленинградской обл.).

Собор Александро-Невской лавры

Главным храмом монастырского комплекса является Свято-Троицкий собор. Он был заложен в 1778 г. и торжественно освящен в 1790 г. Церковь славилась богатым убранством, в ней хранилась серебряная рака с мощами А. Невского. После революции бо́льшую часть ценностей реквизировали, а в 1933 г. собор закрыли. Приходская жизнь возобновилась в 1957 г. Подробнее о соборе можно прочесть в нашей статье.

Свято-Троицкий собор, © Александро-Невская лавра

Церкви

Николо-Феодоровская церковь расположена в юго-восточном углу монастырского двора, у Феодоровского корпуса. Более века в ней производились захоронения, но в 30-е гг. прошлого века бо́льшая часть надгробий была уничтожена, также как и церковные интерьеры.

Домовая церковь св. Серафима Вырицкого находится на 2 этаже Феодоровского корпуса. Здесь до 1930 г. располагалась келья бывшего предпринимателя, передавшего все свои денежные накопления на потребы обители. Он принял постриг, а со временем — великую схиму. К старцу Серафиму стремились попасть за благословением и утешением со всей округи.

Исидоровская церковь представляла собой храм-усыпальницу. Ее построили рядом с алтарной частью Феодоровской церкви в начале 1890-х. После октябрьской революции более 150 захоронений были разграблены и уничтожены.

Церковь Сошествия Святого Духа была пристроена к Духовскому корпусу, что повлекло внутреннюю перепланировку и частичное расширение здания. Сегодня в помещении находится ДПЦ «Святодуховский». Планируется создание домового храма.

Надвратная церковь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» над Святыми воротами выходит на площадь А. Невского. Вскоре после строительства она получила статус приходской. Рядом были построены два жилых дома и богадельня.

Церковь Николая Чудотворца находится на Никольском кладбище. Она была передана верующим в 1980-е гг.

Церковь Николая Чудотворца, © Александро-Невская лавра

Александро-Невской лавре пока не удалось вернуть все когда-то принадлежащие ей храмы. По сей день к структуре Музея городской скульптуры относятся церкви:

  • Благовещенская — Александро-Невская;
  • Тихвинской иконы Богоматери;
  • Праведного Лазаря.

Святые Александро-Невской лавры

Особо почитаемы в обители — святые Александр Невский, Феодор Новгородский и Серафим Вырицкий, а также святители Иннокентий, Софроний и Прокопий. Со святыми, новомученниками и исповедниками Лавры можно ознакомиться на официальном сайте монастыря.

Впервые рака с мощами благоверного князя А. Невского была привезена в монастырь по велению Петра I в. 1724 г. При освящении Троицкого собора в 1790 г. ее из Благовещенской церкви перенесли в новый храм, поместив при этом в огромную серебряную раку. После революции ее вскрыли и все изъяли. Лавра вновь обрела святые мощи в 1989 г.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, © Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, © Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, © Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, © Александро-Невская лавра

Иконы

В Лавре хранится не менее 15 почитаемых икон. Прежде всего — это иконы Божией Матери:

  • Невская Скоропослушница;
  • Боголюбская;
  • Тихвинская;
  • Казанская;
  • Достойно есть;
  • Отрадо и Утешение;
  • Закланная.

Экскурсии

В Александро-Невской лавре ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии. Они могут включать посещение колокольни, собора и древлехранилища, затрагивать историю, современность и неизвестные факты, знакомить с иконами Богородицы. Выбор тематики зависит от проявленного интереса.

Гостиницы Александро-Невской лавры

На территории обители расположены платные гостиницы для паломников:

«Духовская» — на 27 мест;»Феодоровская» — на 75 мест;»Ирис» — повышенной комфортности на 26 мест. Первые две находятся в одноименных корпусах, последняя — в Духовском корпусе.

Духовской корпус, © Елена Кулешина

История Лавры кратко

Официальной датой основания монастыря принято считать 25 марта (7 апреля) 1713 г. В этот день в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена первая возведенная в обители деревянная церковь.

Проект монастырского комплекса разрабатывал первый архитектор Санкт-Петербурга — итальянец Доменико Трезини. За основу им были приняты принципы устройства фортификационных сооружений. Строительство Духовского корпуса началось в 1717 г. Его близнеца — Феодоровского — в 1725-м. Последний возводился немецким архитектором Теодором Швертфегером, но заканчивал его однофамилец итальянского градостроителя — Пьетро Трезини.

Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса возводились в период 1756–71 гг. по проекту М. Расторгуева. В XVIII в. появились обе угловые башни, а в начале XX в. — Библиотечный корпус и здание Консистории.

Библиотечная башня, часть Митрополичьего и Семинарского корпуса, © Наталия Семчина Статус лавры мужской монастырь получил по указу Павла I в. 1797 году. Покровительство императоров и представителей монарших семей сделало обитель самой крупной и богатой в государстве.

С приходом большевиков имущество обители реквизировали, монастырские здания переоборудовали под приюты, мастерские, госучреждения, овощехранилища и станцию переливания крови. На территориях лаврских некрополей учредили Музей городской скульптуры.

Новая жизнь монастырского комплекса началась в 1995 г. Первое Богослужение прошло в сентябре, а через 2 года управление возрождающейся обители передали вновь созданному Лаврскому духовному Собору. На лето 2002 г. братия насчитывала всего 27 человек. Масштабные реставрационные работы начались после 2009-го, что по времени совпало с назначением архимандрита Назария, наместника Александро-Невской лавры, викарным епископом Выборгским при Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Восстановление объектов продолжается по сей день.

В 2013 г. Александро-Невская лавра торжественно отметила трехсотлетнюю годовщину своего основания.

Ближайшая станция метро «пл. Александра Невского» (линии 3 и 4) находится в 160 м от Надвратной церкви.

До остановки наземного транспорта «пл. Александра Невского» можно доехать:

  • автобусами — № 24, 27, 46, 55, 58, 65, 132, 191;
  • маршрутными такси — № 4, 8, 16, 187, 289;
  • троллейбусами — № 1, 14, 16, 22, 33.

Схема метро и онлайн карта общественного транспорта Санкт-Петербурга

Для вызова такси в Северной столице лучше будет воспользоваться мобильными приложениями такси Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

Александро-Невская лавра: видео с высоты птичьего полета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *