Александра Федоровна романова

Александра Федоровна романова

Александра Фёдоровна (жена Николая II)

Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская (нем. Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein). Родилась 6 июня 1872 года в Дармштадте — расстреляна 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Российская императрица, супруга Николая II. Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории.

Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса родилась в Дармштадте (Германская империя) 6 июня 1872 года.

Была крещена 1 июля 1872 года по лютеранскому обряду.

Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток.

Крестными родителями были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа Гессен-Кассельская, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская.

От королевы Виктории Алиса унаследовала ген гемофилии.

В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии. От неё умерли мать Алисы и её младшая сестра Мэй, после чего большую часть времени Алиса жила в Великобритании в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»).

В июне 1884 года, двенадцати лет, Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии — Елизавета Фёдоровна) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Второй раз она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича. Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича Николая Александровича.

Александра Фёдоровна в детстве

1 марта 1892 года умер отец Алисы — герцог Людвиг IV.

В начале 1890-х годов против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были родители последнего, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и супруга последней, через которых осуществлялась переписка влюблённых.

Позиция императора Александра и его супруги изменилась ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Следующие месяцы Алиса изучала основы православия под руководством придворного протопресвитера Иоанна Янышева и русский язык — с учительницей Е. А. Шнейдер.

10 (22) октября 1894 год она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьёй до дня смерти императора Александра III — 20 октября.

21 октября (2 ноября) 1894 год там же приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна). Николай и Александра приходились друг другу дальними родственниками, будучи потомками немецких династий. Например, по линии своего отца Александра Фёдоровна была и четвероюродной тёткой (общий предок — прусский король Фридрих Вильгельм II), и троюродной сестрой Николая (общий предок — Вильгельмина Баденская).

Рост Александры Фёдоровны: 167 сантиметров.

Личная жизнь Александры Фёдоровны:

14 (26) ноября 1894 года, в день рождения императрицы Марии Фёдоровны, что позволяло отступление от траура, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. После бракосочетания члены Святейшего синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием отслужили благодарственный молебен.

При пении «Тебе, Бога, хвалим» был дан пушечный салют в 301 выстрел.

Великий князь Александр Михайлович в эмигрантских воспоминаниях писал о первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».

Семья большую часть времени жила в Александровском дворце в Царском селе.

Александра Фёдоровна и Николай II

В 1896 году, вскоре после коронации, Александра вместе с Николаем ездила в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку. В августе 1896 года они совершили поездку в Вену, а в сентябре — октябре — в Германию, Данию, Англию и Францию.

В последующие годы императрица родила подряд четырёх дочерей:

Ольга (3 (15) ноября 1895;
Татьяна (29 мая (10 июня) 1897);
Мария (14 (26) июня 1899);
Анастасия (5 (18) июня 1901).

В императорской семье очень остро встал вопрос о сыне — наследнике престола. Наконец, 30 июля (12 августа) 1904 год в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный сын — цесаревич Алексей Николаевич, родившийся с наследственным заболеванием — гемофилией.

В 1905 году императорская семья познакомилась с Григорием Распутиным. Ему удавалось помогать Алексею бороться с приступами болезни, перед которой была бессильная медицина, вследствие чего приобрёл большое влияние на Александру Фёдоровну, а через неё и на Николая.

В 1897 и 1899 годах семья ездила на родину Александры Фёдоровны в Дармштадт. В эти годы по указанию Александры Фёдоровны и Николая II в Дармштадте был построена православная церковь Марии Магдалины, действующая и в настоящее время.

Александра Фёдоровна с дочерьми

17—20 июля 1903 года императрица участвовала в торжествах прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского в Саровской пустыни.

Для развлечения Александра Фёдоровна играла на фортепиано вместе с профессором Петербургской консерватории Рудольфом Кюндингером. Императрица брала также уроки пения у профессора консерватории Наталии Ирецкой. Иногда пела дуэтом с кем-то из придворных дам: Анной Вырубовой, Эммой Фредерикс (дочь Владимира Фредерикса) или Марией Штакельберг.

Из фрейлин к императрице были близки: в начале царствования — княжна М. В. Барятинская, затем — графиня Анастасия Гендрикова (Настенька) и баронесса София Буксгевден (Иза). Самым близким человеком долгое время для неё была Анна Вырубова. Вырубова имела огромное влияние на императрицу. Через Вырубову в основном шло общение императрицы с Григорием Распутиным.

В 1915 году в разгар Первой мировой войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны Веры Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестёр. Императрица лично финансировала несколько санитарных поездов.

Императрица Александра была шефом полков: лейб-гвардии Уланского Имени Её Величества, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового и Крымского конного, а из числа иностранных — Прусского 2-го гвардейского драгунского полка.

Также императрица занималась благотворительной деятельностью. К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестёр милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.

Александра Фёдоровна

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, в соответствии с постановлением Временного правительства Александра Фёдоровна вместе с дочерьми генералом Лавром Корниловым была заключена под домашний арест в Александровском дворце. Вместе с ней осталась Юлия Ден, которая помогала ей ухаживать за великими княжнами и Анной Вырубовой. В начале августа 1917 года царская семья была по решению Временного правительства выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков перевезена в Екатеринбург.

Александра Фёдоровна была убита вместе со всей семьёй и приближёнными в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Захоронена вместе с другими расстрелянными 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Останки Александры Фёдоровны и её супруга были эксгумированы для следственных действий в рамках установления личностей останков их детей — Алексея и Марии.

В 1981 Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, в августе 2000 года — Русской Православной Церковью.

При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой, поскольку уже была среди святых Царица Александра.

XVIII век — особенный в истории России. В самом его начале (1703 г.) основан Санкт-Петербург, ставший столицей государства. Все в этом городе получило волей Петра Великого новую форму: уклад жизни, регламент порядков и архитектура.
XVIII век имел еще одну особенность, которая не имеет аналогов в истории других стран Европы. Почти все столетие царствовали женщины. И каждая из них внесла свой вклад в развитие столичной культуры.
Первая часть посвящена Екатерине Первой, ее особенной судьбе простолюдинки, ставшей подругой, а позднее законной супругой Петра I и после его смерти — императрицей России. В роли русской самодержицы она пробыла недолго, всего 2 года, но все, что сделал ее супруг для развития новой культуры в столице, старательно поддерживала.

Вторая часть посвящена Анне Иоанновне, родной племяннице Петра Великого. Ее появление на троне было неожиданным даже для нее самой. Из бедной вдовы, носящей звание герцогини Курляндской и не имеющей на самом деле никаких прав, она становится российской самодержицей. Так как злодеяния ее времени затмили то положительное, что возникло в архитектуре и других видах искусства в ее царствование, то появилось желание восполнить этот пробел и проанализировать особенности культуры с 1730 по 1740 годы.
В третьей части рассказывается о кратком правлении Анны Леопольдовны — матери императора-младенца Иоанна Антоновича.
Четвертая часть посвящена двадцатилетнему царствованию дочери Петра Первого, Елизавете Петровне. Многие называли ее правление и искусство единым стилем пышного барокко. Воплощение этого стиля с его вечными праздниками и маскарадами, фейерверками и увеселительной охотой олицетворяло личность Елизаветы. Во времена Елизаветы расцвел гений М. В. Ломоносова — открылся Московский университет, Петербургская академия художеств и национальный театр. Все это неразрывно связано с культурной жизнью в столице.
Пятая часть, посвященная Екатерине Великой, занимает почти всю вторую половину XVIII века и знаменует подлинный расцвет Северной Пальмиры. Стиль барокко сменил классицизм. Прекрасным ожерельем расцвели пригороды Санкт-Петербурга, сохраняя памятники и прежних царствований: Петергоф напоминал о Петре Первом и Екатерине Первой, Царское село связано с Елизаветой. Екатерина Великая сделала особенно много для развития образования и культуры Санкт-Петербурга. Деятельная и энергичная, умная и веселая, сердечная и внимательная к окружающим, она сочетала лучшие человеческие черты с мудростью гениального правителя.
Шестая часть посвящена императрице Марии Федоровне, которая в отличие от своих предшественниц не правила самостоятельно на троне, но была вполне самостоятельна в двух сферах деятельности — искусстве и благотворительности. И здесь она достигла больших успехов. Воспитанная в Вюртембергском герцогстве, она впитала все лучшее из западной европейской культуры и, кроме того, сама была творчески одаренной личностью. Мария Федоровна предпочитала сентиментальный стиль, и его лирический дух полностью пронизал ее собственную резиденцию в Павловске.
О роли всех пяти императриц в становлении и развитии культуры Санкт-Петербурга известно очень немного, и мы постарались рассказать о них объективно, не забывая и личной жизни столь разных по своему характеру женщин.
Судьбы пяти императриц с исторической неизбежностью отразились на судьбе России — страны, у которой, по выражению философа Николая Бердяева, женская душа, вечно ищущая и не находящая нигде покоя.
Чижова И.Б, автор книги

главная > иконы святых > икона царицы Александры Романовой

Икона царицы Александры Романовой

Икона «Царицы Александры Романовой» представляет образ последний российской императрицы-мученицы Александры Федоровны Романовой. На иконе изображается царица Александра, облаченная в соответствующие ее статусу одежды.

Царица Александра Федоровна родилась 25-го мая 1872 года в городе Дармштадте, являющимся столицей небольшого германского герцогства, включенного в состав Германской империи. С детства принцесса была приучена к труду и воспитывалась в христианских традициях.

Когда Алисе было 6 лет, ее мать покинула этот мир. Воспитанием девочки занялась ее бабушка — королева Виктория.

Со своим будущим мужем Алиса встретилась впервые в 1884 году, между нами завязались дружественные отношения. Через 10 лет они вступают в брак, перед этим Алиса принимает Православную веру. Радость бракосочетания императорской четы омрачается смертью отца Николая. Поэтому церемония проходит очень скромно.

В 1896 году была проведена торжественная коронация. Над четой Романовых свершилось Таинство миропомазания.

У императрицы рождается 4 дочери, последним появляется долгожданный наследник — сын. Но вскоре после рождения выясняется, что мальчик болен гемофилией. Александра Федоровна ведет благочестивую жизнь. Она вместе с мужем-царем постоянно ходит в храм, они поклоняются иконам, совершают паломничества по святым местам. Императрицу часто можно было увидеть молящейся за своего больного сына, веря, что для Бога нет ничего невозможного.

Началась вторая мировая… Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми посвятила себя раненым, пройдя курсы медсестер. Она готова была часами ухаживать за больными, помня о том, что Господь требует любить дела милосердия.

2-го марта 1917 года императора Николая заставили отречься от престола. Однако временное правительство не удовлетворилось в полной мере своим приходом к власти и повергло аресту всю императорскую семью. Пока они оставались в Царском селе, жизнь их была более-менее сносной. Временное правительство тем временем проводила тщательнейшее расследование, чтобы уличить императора Николая хоть в чем-то порочащим его. Но все их старания были тщетны — царь был абсолютно невиновен. Вместо того чтобы отпустить царскую семью за неимением состава преступления, узников было решено перевезти в Тобольск.

А тем временем к власти пришли большевики. При этом, находясь в заточении, Александра и Николай Романовы переживали больше за судьбу своей страны, своего народа, чем за свои собственные жизни. А дни заключения становились все ужаснее, стражники грубо обращались с узниками.

В ночь с 16 на 17 июля императорскую семью разбудили и, под предлогом непорядком, приказали перейти в безопасное место. Николай нес на руках сына Алексея, остальные же взяли подушки и кое-какие мелкие вещи. Их привели в полуподвальную комнату, где объявили, что сейчас их расстреляют. Тут же «приговор» был приведен в действие, упавших на пол людей добивали штыками. Вместе с императорской семьей были расстреляны и слуги, добровольно отправившиеся с ними в ссылку. Еще три дня убийцы пытались скрыть свое злодеяние.

Перед иконой царицы Александры, как и пред иконами всех членов царской семьи, молятся об укреплении семьи и воспитании детей в благочестии и вере, о сохранении ими целомудрия и чистоты. Также икону «Александры Романовой» следует иметь в своем домашнем иконостасе девушкам и женщинам, названным именем Александра.

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны

Протоиерей Василий Фонченков:» В октябре 1967 г., накануне празднования пятидесятилетия октябрьской революции, мне снится Императрица Александра Федоровна в воздухе надо мною, говорящая о том, что над Россией будут «чары», до тех пор, пока русский народ не признает их мученическую, исповедническую кончину как искупительную жертву во имя России и русского народа. Ее слова:» Мы растворились в Русской земле, не ищите нас, и пока Русская земля и русский народ нас не прославят, над Россией будут»чары».

Она родилась 25 мая 1872 года в Дармштадте на юго-западе Германии в семье принцессы Алисы и принца Луи Гессен-Дармштадтского. Будущая Русская Царица была шестою из семерых детей герцога, а ее бабушка Виктория, была царствующей королевой Англии. Ее нарекли именем Виктория Алекс Елена Луиза Беатриса, а в семье обычно называли просто Аликс.
Будущая российская Государыня с юных лет отличалась строгими принципами нравственности и чистоты. К пятнадцати годам принцесса хорошо знала историю, литературу, географию, искусство, естественные науки и математику. По мнению многих, она была блестящей пианисткой. Она знала немецкий, английский, французский, была прекрасно знакома с классической литературой.
Впервые принцесса Аликс увидела Наследника русского Престола, будущего Императора Николая II на свадьбе своей старшей сестры Эллы (Великой княгини Елизаветы Федоровны), которая в 1884 году вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича. Тогда же между ними возникло сильное взаимное чувство, а через несколько лет состоялась их свадьба.
«Никакая фотография не смогла бы отдать ей должное в полной мере, как не смогла бы передать цвет ее кожи, грациозность движений. Такая она была статная, хрупкая, прекрасно сложена, с изумительно белой шеей и плечами. Ее густые золотистые волосы были так длинны, что покрывали ее всю, если она распускала их. Цвет лица — как у ребенка, розовый, ровный. У Императрицы были огромные темносерые блестящие глаза. Позднее печали и тревоги придали ее глазам ту постоянную меланхоличность, которая стала привычкой. А в юности ее глаза сияли живым блеском, и потому в семье ее звали «солнышко». Так почти всегда звал ее и сам Император», — отмечала позже Анна Вырубова.
Огромным препятствием для глубоко религиозной немецкой принцессы была необходимость переменить лютеранскую веру и принять Православие, без чего брак бы не мог состояться. Но в результате глубокого изучения православной веры и духовных поисков сомнения были развеяны и выбор сделан.
А в мае 1896 года в Успенском Соборе московского Кремля состоялась коронация Императорской четы: Великий князь Николай Александрович и Александра Федоровна стали Императором и Императрицей.
Государыня Александра Федоровна полностью посвятила себя Семье, России, и вместе с тем росло и углублялось ее православное благочестие. По своей инициативе Александра Федоровна учреждала работные дома в России, школы для сиделок и ортопедические клиники для больных детей. Она постоянно сокращала свои личные расходы, чтобы выделить деньги на нужды благотворительности. Когда началась Первая мировая война, Государыня возложила на себя новые хлопоты. Помимо обширной благотворительности она со своими дочерьми организовала курсы сестер милосердия и сиделок в дворцовом госпитале.
Императрица Александра Федоровна с большим вниманием относилась и к деятельности русских патриотов-монархистов. В канун революции, когда в либеральной прессе была развязана кампания клеветы против Государыни, монархисты стремились нравственно поддержать Ее Величество, отправляя на ее имя телеграммы и письма поддержки. Одна из телеграмм особенно тронула Царицу, в ней председатель Астраханской Народно-монархической партии Нестор Тиханович-Савицкий писал: «Не огорчайся Царица, не упади духом, поддерживай силы нашего обожаемого Царя-Труженика для довершения победы над свирепым врагом»».

«Я вместе с вами скорблю и с вами плачу», — ответила Государыня.
Мужественно перенеся поношения, лишения и страдания, вызванные революционной смутой, Государыня Александра Федоровна со всей своей Семьей приняла мученическую кончину от рук озверевших убийц в 1918 г.
«Императрица Александра Федоровна была не только Русскою Императрицею, но и Русскою женщиною, насквозь проникнутою теми свойствами, какие возвеличили образ русской женщины и возвели Ее на заслуженный пьедестал. И с этого пьедестала Императрица не сходила и выполнила Свой долг пред Россией, пред церковью и личной совестью до конца. И если, тем не менее, Она не была понята русским народом, то только потому, что была не только выше общего уровня Своего народа и стояла на такой уже высоте, какая требовала духовного зрения, чтобы быть заметной», — писал о святой русской Царице князь Н.Д.Жевахов.
В 1981 Государыня Александра Федоровна и все члены Царской Семьи были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей, в августе 2000 года — Русской Православной Церковью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *