Александр Невский святой русской православной церкви

Александр Невский святой русской православной церкви

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его Ярослав, в Крещении Феодор (+1246) был «князем кротким, милостивым и человеколюбивым». Супругой Ярослава и матерью святого Александра стала рязанская княжна Феодосия Игоревна, житие называет её «блаженной и чудной».

Детство князя Александра прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. До трех лет Св. Александр, как и все княжичи его времени, жил в тереме, при матери. По достижении трехлетнего возраста над князем Александром был совершен обряд княжеского пострига (обряд посвящения в воины). Сам святитель Симон, епископ Суздальский, первый раз обстриг ему волосы, а отец, выведя из церкви, впервые посадил на коня.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Князь Ярослав с княгиней Феодосией, сыновьями Феодором и Александром и дружиной приехал из Переславля на новгородское княжение.

Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным.

В первый же год по своем приезде он пошел походом на Чудь. С тех пор летопись пестрит рассказами о его походах на Литву, на Емь и на Чудь, со всех сторон наседавших на новгородские пределы.

С ранних лет князь Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска князя Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, князя Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. Через два года Ярослав сделался Великим Князем Киевским, и с этого времени началось уже совсем самостоятельное княжение Александра в Новгороде.

В 1239 году князь Александр женился на княжне Александре, дочери Полоцкого князя Брячислава. Венчание совершено было в г. Торопце. Отец, Великий Князь Киевский Ярослав, благословил молодых при венчании чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Эта икона впоследствии постоянно находилась при святом Александре.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались «крестоносцы» – кощунственно называвшие себя, с благословения папы Римского, носителями Креста Господня.

В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. – «Без Божия повеления не было бы княжения его». Новгородский князь воспринял историческую миссию защиты Православной Руси от Запада и выступил на эту защиту в годы наибольшего ослабления Руси.

Татарские завоевания были лишены религиозных побуждений, отсюда была их умеренная веротерпимость.

Совсем иным был наступавший с запада Ливонский орден. Внешне завоевания Ливонского ордена были несравненно меньше, чем татарские нашествия, но за ними стояло единое и целостное побуждение борьбы – религиозное завоевание, утверждение своего религиозного миросозерцания, из которого вырастал весь быт и уклад жизни. Крестоносцы не проходили огромных пространств, но захватывали землю пядь за пядью и твердо укреплялись на ней. Нападение «крестоносцев» направлялось не на землю или имущество, но на самую душу народа – на Русь Православную.

В 1240 году, воспользовавшись нашествием Батыя, Ливонский орден и шведы открыли военные действия против русских. Первыми выступили шведы. «Король римской веры из Полуночной страны» – Эрик Каттаваго – собрал великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием князя Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, – я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь Александр, не дождавшись сбора всех сил новгородцев, ни помощи от других князей и отца, не знавших еще о нападении неприятелей, неожиданно напал на шведское войско и на берегах Невы нанес ему сокрушительное поражение.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года над шведами, народ назвал князя Александра – Невским.

В 1240 году немецкие крестоносцы, собранные из всех крепостей Ливонии, захватили Изборск и Копорье, напали на земли, принадлежавшие Новгороду, и опустошили их.

В 1241 году молниеносным походом святой князь Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр выступил в зимний поход, освободил Псков – древний Дом Святой Троицы. Весной 1242 года святой князь Александр дал Тевтонскому ордену решительное сражение, названное впоследствии Ледовым побоищем. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска и вступили в сражение, которое окончилось полным поражением ливонцев. Немцы поспешили заключить мир, отправив послов в Новгород, которые отказались от всех завоеваний Ливонского ордена в пределах коренных русских земель. На льду Чудского озера героические русские воины остановили надвигающуюся на Русь волну немецко-рыцарской агрессии (Drang nach Osten) и навсегда спасли северные исконно русские области от вторжения католицизма. На Чудском озере и на Неве святой князь Александр отстоял самобытность Руси от Запада в самое тяжелое время татарского полона.

В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была «кротость голубя и мудрость змеи». Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Отец святого Александра Невского – Великий Князь Ярослав – отдал за это жизнь.

Очередная дипломатическая поездка святого князя Александра Невского в Орду была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен.

Все силы святого князя Александра Невского были отданы, и на обратном пути из Орды он смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Митрополит Кирилл сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли во Владимир, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог Своего угодника – святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом. Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282-1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя.

Тропарь святому благоверному князю Александру Невскому (в схиме Алексию), глас 4

Яко благочестиваго корене / пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, / яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, / новаго чудотворца преславна и Богоприятна. / И днесь сошедшеся / в память твою верою и любовию, / во псалмех пениих радующеся славим Господа, / давшаго тебе благодать исцелений. / Егоже моли спасти град сей, / и стране нашей Богоугодней быти, / и сыновом Российским спастися.

Ин тропарь святому благоверному князю Александру Невскому (на перенесение мощей), глас 4

Познай свою братию, российский Иосифе, / не в Египте, но на Небеси царствующий, / благоверный княже Александре, / и приими моления их, / умножая жита людем плодоносием земли твоея, / грады владычествия твоего ограждая молением / и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Политическая победа Александра Невского

Главной его победой современные исследователи все чаще называют не военную, а политическую победу. «Главный свой подвиг Александр Невский совершил не на поле брани в качестве военачальника, а на политическом поприще в качестве государственного деятеля. Когда, принимая у себя посольство Папы Римского Иннокентия IV, он не стал внимать коварным речам папских посланцев, беззастенчиво пытавшихся спекулировать фактом отравления его отца в Золотой Орде, и не пошёл на стратегический союз с католическим Западом, стремившимся превратить Русь, вслед за православной Византией, во «вторую Латинскую империю». Отправив папских послов не солоно хлебавши восвояси, Невский заключил исторический союз с Золотой Ордой, конница которой помогла Александру одержать победу в «Ледовом побоище».

Интересно и грустно, что многие, в том числе российские (!), историки, обвиняли Невского в том, что он вместо союза с Европой заключил договор с дикими племенами страшной Орды, передав Русь под гнет «ига». Даже если предположить, что монголо-татарское иго было на самом деле, христианский католицизм тогда был куда страшнее.

Крайне низкий уровень религиозной нравственности, воцарившийся среди иерархов католической церкви как раз тогда, при Папе Римском Иннокентии IV, наглядно демонстрирует следующий известный случай. В XIII веке «Ангельский Доктор» Фома Аквинский осадил Папу Иннокентия IV, который, хвастаясь огромными доходами, полученными им от продажи отпущения грехов и индульгенций, заметил Аквинату, что прошло то время, когда церковь говорила: «Нет у меня ни серебра, ни золота»! «Верно», — последовал немедленный ответ, — «но прошло также и то время, когда она могла сказать парализованному: «Встань и иди».

Чем обернулось бы создание «второй латинской империи» для Руси — отследить довольно просто. Очень скоро по всей Европе запылали костры инквизиции, на которых сжигали лучшие умы той эпохи. По сути это было жертвоприношение католическому «богу» по аналогии с кровавыми культами майя и других индейских народов в Мезоамерике…

А была ли Орда?

Однако Александр Невский пошел на союз с Ордой вовсе не от отчаяния — из двух зол выбрав меньшее. Став приемным сыном хана Батыя и духовным братом Сартака, Невский укрепил русское государство, в состав которого входила Орда…

Была ли орда? Да, орда была, но современные историки дают совершенно другое толкование, в отличие от того, которое мы знаем из школьных учебников. Искаженная история подавала «монголо-татарское иго», как страшное бремя, когда горела вся Русь. Но известно, что из более чем 200 русских городов на самом деле были сожжены выборочно меньше 20. Откуда такая избирательность? Потому что уничтожались только те, в которых уже в то время князья взяли прозападнический курс и установили христианские храмы. Таким образом, русская земля зачищалась от латинской интервенции. Но как могли кочевые и неграмотные татаро-монголы так точно понимать, где и что надо уничтожить? Не все ли равно, что жечь и грабить? Но может, дело в неверном представлении о том, что собою представляла Золотая Орда?

Многие исследователи говорят о том, что в то время существовало огромное русское государство, имевшее свои границы, простирающиеся значительно дальше, чем границы бывшего СССР. Исследователь Ф.Т.Фоменко пишет:

1) Татаро-монгольское иго было просто периодом военного управления в русском государстве. Никакие чужеземцы Русь не завоевывали.

2) Верховным правителем являлся полководец-хан=царь, а в городах сидели гражданские наместники — князья, которые собирали дань на содержание войска.

3) Таким образом, ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЕДИНОЙ ИМПЕРИЕЙ, В КОТОРОЙ БЫЛО ПОСТОЯННОЕ ВОЙСКО (ОРДА), СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ, И ГРАЖДАНСКАЯ ЧАСТЬ, НЕ ИМЕВШАЯ СВОИХ РЕГУЛЯРНЫХ ВОЙСК, ТАК КАК ТАКИЕ ВОЙСКА УЖЕ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ОРДЫ.

4) Эта русско-ордынская империя существовала с XIV века до начала XVII века, и ее эпоха закончилась известной великой смутой. В результате смуты к власти пришла прозападная династия Романовых. Она сразу же захватила власть и в русской церкви.

5) Романовым нужна была новая история, идеологически оправдывающая их власть. Новая династия с точки зрения прежне русско-ордынской истории была незаконной, поэтому требовалось в корне изменить освещение предшествующей русской истории.

Надо отдать им должное — это было сделано грамотно. Не меняя фактов по существу, они смогли до неузнаваемости исказить всю русскую историю.

Так, предшествующая история Руси-Орды с ее сословием земледельцев и воинским сословием (ордой) была объявлена эпохой «иноземного завоевания». При этом русское войско (орда) превратилось — под пером романовских историков — в мифических пришельцев из далекой незнаемой страны.

Пресловутая «дань татарам», знакомая нам по романовскому изложению истории, была просто ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАЛОГОМ внутри Руси на содержание казацкого войска — Орды. Знаменитая «дань крови», — каждый десятый человек, забираемый в Орду, — это просто государственный ВОИНСКИЙ НАБОР. Как бы — призыв в армию, но только с детства и на всю жизнь. Так называемые «татарские набеги», по нашему мнению, были просто карательными экспедициями в те русские области, которые по каким-то причинам отказывались платить дань = государственную подать. Русские регулярные войска наказывали гражданских бунтовщиков.

Иногда жестоко».

Василий Головачев тоже обращается к этому вопросу: «Вот нам всю жизнь твердили: татаро-монгольское иго, татаро-монгольское иго, подразумевая, что Русь пребывала в многосотлетнем рабстве, не имея своей культуры, своей письменности. Какая чушь! Не было никакого татаро-монгольского ига! Иго вообще с древнеславянского — «правление»! Слова «войско» и «воин» не являются исконно русскими, они церковнославянские и введены в обиход в семнадцатом веке вместо слов «орда»» и «ордынец». До насильственного крещения Русь была не языческой, а ведической или, скорее, вестической, она жила согласно традициям Весты, не религии, а древнейшей системы универсального знания. Русь была Великой империей, а нам навязали взгляды немецких историков о якобы рабском прошлом России, о рабских душах ее народа… Заговор против истинной русской истории существовал и действует до сих пор, а речь идет о гнуснейшем искажении истории нашего отечества в угоду тем, кто заинтересован в сокрытии тайн восшествия на престол династии Романовых, а главное — в уничижении рода русского, якобы рода рабов, стонавших под непосильным бременем трехсотлетнего татаро-монгольского ига, не имевших своей культуры.

— А разве не было ига?

— Не было, в том-то и дело. Была великая Русско-Ордынская империя, управляемая казачьим атаманом — батькой, — отсюда, кстати, и имя-кличка — Батый, — раскинувшаяся на территории большей, чем бывший СССР. Это ли не повод для фарисеев, живших в Америке и Европе, представить, что все было наоборот, что не они занимали главенствующее положение, а славяне?

— Но тогда… А как же монголы? Татары? Они же…

— Монгол — не национальность, это название, данное западными историками представителю Русско-Ордынской империи, и обозначает оно — «великий». Из школьной истории ты должен был помнить словосочетание «Великие Моголы». Это тавтология. Могол и так в переводе — великий, монголом он стал позже, когда русский язык исказили при Рюриковичах, когда заменили праславянское письмо — глаголицу на кириллицу. А татарин в переводе с древнерусского, называемого до сих пор санскритом, всего лишь искаженное татарох — царский всадник». Кстати, один из историков писал, что монгольские государственные деятели не раз обращались в Академию Наук СССР, чтобы они изъяли из учебников упоминание, что монголы угнетали Русь, так как у них на родине нет подтверждения этим фактам.

Ф.Т.Фоменко указывает время существования русско-ордынской империи с XIV века. Некоторые идут еще дальше в глубь веков и пишут, что это огромное русское государство — потомки легендарной Орианы-Гипербореи, державы, которая простиралось по всей Сибири и ушла на дно в результате сдвига полюсов несколько десятков тысяч лет назад и последующего затопления и оледенения северных широт (из книги Г.А.Сидорова). Уже даже существование Атлантиды признано, но почему-то редко кто упоминает об огромном русском государстве…

Имя России — Александр Невский

Благодаря своей победе, блестящему уму и преданности своей Родине, Александр Невский сохранил самобытность пути развития Руси, «наглухо запечатав «окно в Европу» на несколько столетий, вплоть до прихода к российскому трону Романовых. Чем обернулось «окно в Европу», прорубленное Петром I, известно. Сегодня открываются новые и новые факты, которые свидетельствуют о том, какую роль сыграл в истории русского государства этот царь.

Возможно, если бы не было тех побед в XIII веке и точных действий Александра Невского как государственного деятеля, возможно, России как таковой уже бы и не существовало.

«Не в силе Бог, но в правде!» Умение увидеть эту правду среди нагромождений лживых речей и пылких обещаний различных религиозных и политических деятелей своего времени делает Александра Невского одной из ключевых государственных фигур, которые сохранили Русь и ее самобытную особенность до наших дней. Поистине он — «Имя России».

Своим покровителем Александра Невского считают все, кто связан с военным делом и дипломатией.

Мужчины, носящие имя Александр, могут рассчитывать на его защиту и покровительство, стоит только об этом попросить в молитве, в которой следует обратиться к Святому, как извечному хранителю земли Русской, и попросить в дальнейшем ограждать от всех напастей и невзгод. Мощи Святого охраняют и город Санкт-Петербург, а также всех его жителей.

Имея в своем доме икону Святого благоверного Александра Невского, можно уберечь жилище от всех врагов – и видимых и не видимых. Дом наполнится любовью, преданностью и верой. Каждому, кто обратится с молитвой к Святому Александру Невскому, он дарует здоровье, силы и покой в душе, а также беззаветную веру в дело правое, коей и сам он обладал.

>Александр Невский

Вышивка бисером Князь Александр Невский

Молитва Александру Невскому

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре!

Призри милостивно на ны, недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающая и из глубины сердца к тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди.

Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов российских оных отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи.

Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие и ныне праведно венцем нетленным увенчанный на Небесех царствуеши, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к Вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам.

Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Основные даты жизни и деятельности Александра Невского

⇐ Предыдущая123456

1219 год, 30 мая – Рождение в Переяславле Залесском – уделе отца, князя Ярослава Всеволодовича.

1231 год – Ярослав Всеволодович оставляет Александра с братом на Новгородском княжении.

1236 год– Ярослав Всеволодович становится великим князем Киевским, а Александр Ярославич – самостоятельным князем Новгородским.

1237- 1238 годы – Батыево нашествие на Русь. Татарская рать не доходит до Новгорода.

1239 год – Брак Александра с полоцкой княжной Александрой.

Лето 1240 года– Шведский десант в устье Невы. Князь Александр с дружиной совершает стремительный рейд к месту высадки неприятеля и наносит неожиданный удар. 15 июля в ходе Невской битвы Александр наносит шведам сокрушительный удар, сам лично побеждает в поединке шведского предводителя и ранит его копьем в лицо.

Зима 1240 года – Поссорившись с новгородцами, Александр с женой и двором покидает Новгород. Тем временем немецкие рыцари из Ордена Меченосцев захватывают русские города Изборск и разбивают псковскую рать.

1241 год – Возвращение Александра в Новгород, захват орденской крепости Копорье. Немцы захватывают Псков.

1242 год – Поход Александра на земли Ордена, освобождение Пскова, битва на Чудском озере 5 апреля. Полный разгром войск Ордена. Меченосцы просят о мире и отказываются от любых претензий на русские земли.

1245 год – Набег литовцев. Битва под Торопцом и разгром Александром литовского войска. Ссора с новгородцами, не желавшими продолжать поход на Литву.

Александр с одной дружиной совершает поход в Литовские земли и наносит противнику несколько поражений. Прекращение на долгий срок литовских набегов.

1246 год– в Монголии отравлен отец Александра великий князь Ярослав.

1247 год – Александр после перераспределения «столов» получает Тверь и вместе с братом Андреем едет в Золотую Орду, а затем в Монголию, к Великому Хану в Карокорум.

1249 год– Великий Хан признает Александра старейшим из русских князей и поручает ему Киев, младшему брату Андрею передан Владимир.

1250 год – Александр возвращается на Русь и селится в Новгороде. Первая болезнь Александра.

1252 год – Нашествие на Владимирскую землю «Неврюевой рати» в наказание за неповиновение и антитатарский союз с Даниилом Галицким. Бегство Андрея. Разорение Переяславля. Александр получает ярлык на Владимирское княжение. Торжественный въезд Александра во Владимир.

1252 — 1263 годы – Княжение Александра во Владимире, восстановление разоренных русских земель. Сотрудничество со св. митрополитом Кириллом в деле укрепления Русской Церкви.

1255 год – Приведение к покорности новгородцев, изгнавших старшего сына Александра – Василия.

1256 год – Отражение попытки шведов построить город на реке Нарове и поход в Финляндию.

1258 год– Поездка в Орду с неудачной попыткой отклонить проведение переписи населения.

1259 год– Перепись в Новгороде. Татарский отряд под охраной дружины Александра входит в город. Александр не допускает столкновений.

1262 год — Истребление сборщиков дани от Великого Хана во многих русских городах. В некоторых источниках сообщается, что это сделано по тайному повелению князя Александра. Поездка Александра в Орду с попыткой предотвратить посылку русских войск на подмогу хану Берке.

1263 год, 14 ноября– На обратном пути из Орды Александр умирает в Городце на Волге.

⇐ Предыдущая123456

Рекомендуемые страницы:

Краткое житие святого благоверного великого князя Александра Невского, чудотворца, в иноках Алексия.

память святого 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря

Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником»-молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской». Родился он 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский (+1226; память 10 мая).

От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, «посади» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александры. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, как его моленный образ, а после кончины перенесена его братом, Василием Ярославичем (+1276), в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.

Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников.

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который занимался в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», т. к. русское войско шло сквозь полярную ночь. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай — столицу Золотой Орды, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли.

В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством.

Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *