Агрессия к ребенку

Агрессия к ребенку

Гиперактивностью называют особое состояние центральной нервной системы, которое характеризуется явным преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Центральная нервная система попросту не может справиться со значительным увеличением физических и психических нагрузок, из-за этого ребенок испытывает некоторые трудности с восприятием окружающего мира, взаимодействием со взрослыми и сверстниками. Особенно ярко проявляется данная форма нарушения поведения у детей, которые достигли младшего школьного возраста (от семи лет).

Связано это с началом осуществления новой для ребенка учебной деятельности.

Среди основных признаков, которые указывают на присутствие гиперактивности у ребенка, можно назвать:

  • суетливость;
  • непоследовательность;
  • неусидчивость;
  • беспокойство;
  • повышенная моторная активность;
  • несоблюдение норм и правил поведения;
  • чрезмерная эмоциональная активность и нестабильность;
  • вспышки неконтролируемой агрессии и импульсивность.

Надеется, что присущие детской гиперактивности симптомы со временем «пройдут» и прекратят беспокоить ребенка и окружающих — не стоит. Наоборот, если не будет своевременно оказана профессиональная помощь, ситуация значительно усугубится. При этом одним из особенно выраженных осложнений станет агрессия к близкому окружению и сверстникам, которая будет выражаться не только в форме словарной, но и в форме физического воздействия. Кроме этого агрессия может носить скрытый характер, если для ее подавления были выбраны родителями неверные методы. Если агрессивность подкрепляется ошибками в воспитании ребенка, она может перейти в черту характера.

Психологи выделяют неврологические и психологические причины детской гиперактивности и приступов агрессии у детей от семи лет и старше.

Причины неврологические:

  • функциональное недоразвитие;
  • внутриутробные органические поражения головного мозга либо полученные в результате родовой травмы;
  • генетические заболевания, наследственная предрасположенность;
  • перенесенный стресс;
  • травмы шейного отдела позвоночника;
  • инфекционные заболевания;
  • воздействие некоторых лекарственных препаратов и пр.

Причины психологические:

  • жестокое обращение с ребенком;
  • эмоциональная несдержанность родителей (конфликты, ссоры между матерью и отцом, агрессивное поведение не только в стенах дома, но и в социуме);
  • наличие вредных привычек у обоих или одного родителей (наркомания, алкоголизм в семье);
  • равнодушное отношение родителей к интересам и делам ребенка;
  • не соответствующие возрасту ребенка высокие требования, а также высокая моральная ответственность (ребенок, как следствие, боится не оправдать ожиданий, возложенных на него);
  • потеря близкого человека;
  • сильная эмоциональная привязанность к кому-то из родителей;
  • непоследовательность и отсутствие единства в воспитании ребенка и т.п.;
  • чрезмерный контроль и опека либо, наоборот, отсутствие запретов и вседозволенность.

Агрессия у ребенка: не допустить перехода в привычку

Оксана (2 года 6 месяцев) растет в благополучной семье. Мама не работает, уделяет время домашнему хозяйству и много занимается с дочерью. Дома девочка ведет себя хорошо. Только вот излишне требовательна. Мама, не выдерживая ее «требовательности», часто уступает. А вот когда Оксана приходит в дом к бабушке, то «становится» просто агрессивной: кусает, даже бьет бабушку. Все взрослые в семье в недоумении, бабушка ругает и стыдит девочку, даже шлепает в наказание. Но, к сожалению, ничего не помогает – Оксана начинает кривляться и продолжает бить кого-то, воспринимая это как шутку.

Прежде всего, нужно сказать, что агрессия и агрессивность – это разные понятия. Агрессия — это иными словами активная форма выражения эмоции гнева, это быстрая реакция на какой-то негативный для ребенка «раздражитель», что , может проявляться в причинении ущерба человеку или предмету. Агрессивность же — это ставшее привычным поведение, даже можно сказать, качество личности.

Однако, сама эмоция гнева не всегда влечет агрессивные действия. Для этого должны совпасть многие факторы: культура, семья, индивидуальные особенности ребенка. С возрастом ребенок при помощи окружающих взрослых учится сдерживать свои порывы, более цивилизованно выражать свой гнев. Тем не менее, формированию агрессивности как устойчивой характеристики поведения может способствовать: отчуждение матери от ребенка, постоянная критика, равнодушие, проявление терпимости к проявлению агрессии других членов семьи, слишком суровая дисциплина и наличие наказаний и, опять же, индивидуальные особенности ребенка.
Все это говорит о том, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети. И, чтобы воспитывать желательное поведение у своих детей полезно разобраться со своим собственным. Прежде всего, чтобы научить ребенка проявлять себя менее агрессивно, нужно понять, что только спокойствие воспитывает спокойствие.

Когда проявляется агрессия?

Обычно ребенок начинает драться в ситуации, когда не удается добиться своего, то разные дети добиваются этого разными способами: кто-то ноет, кто-то устраивает истерики, кто-то, надувшись, замыкается, именно так «наказывая» взрослых. А кто-то пытается отстаивать свои желания кулаками.

Но давайте проанализируем ситуацию. У каждого из нас когда-то было чувство, когда хотелось крикнуть, даже ударить кого-то, особенно если у нас «быстрый» темперамент. Но при этом мы, взрослые, способны выражать свой гнев цивилизованным образом, и при этом выбираем способ нашей реакции на то, что его вызвало. К сожалению, очень часто мы показываем свою агрессию нашим детям. Почему же в наших традициях воспитания есть табу на выражение чувств детей, но ничего не говорится, что делать со своей агрессией взрослым? Не потому ли часто возникает ситуация, когда ребенок, в общем-то повторяя наши действия, попадает в непонятную для себя ситуацию двойственности: родителям можно кричать и бить, а мне – нельзя?! И ситуация усугубляется тем, что на это новое «открытие» ребенок реагирует еще более агрессивно.
Если маленький ребенок замахивается, например, игрушкой на кого-либо из взрослых или кусает его, или произносит слова типа: «ты плохая», «ты плохой», т.е. пытается агрессивным поведением выразить свое отрицательное отношение к Вам, или другому человеку (объекту), он получает в ответ отрицательную оценку своих действий, запрет на подобное поведение или даже наказание.
Особенно часто подобную реакцию на поведение детей дают прародители (бабушки и дедушки): «как ты смеешь бить бабушку», «ты плохой, невоспитанный ребенок». По сути дела, в этой ситуации взрослые словесно повторяют то поведение ребенка, которое в то же время пытаются запретить. Это ситуация, требующая от взрослых внимательного и терпеливого отношения.
Но в процессе воспитания важно не столько ПОДАВИТЬ такое агрессивное поведение, сколько НАУЧИТЬ ребенка справляться с этим состоянием. Важно помочь ребенку в понимании того, какие чувства он испытывает, и какие формы их выражения приняты между людьми. Однако для каждого возраста есть свои особенности и подходы к тому, чтобы научить ребенка овладевать своим поведением и не быть агрессивным.

Как «растет» агрессия?

От рождения до года

«Он с самого рождения был агрессивным, – возражает одна из мам. – Извивался, злился, а потом кусался».

Ребенок изначально дружелюбное существо. Первое социальное проявление – это именно улыбка, в каких бы условиях ребенок ни рос. Если ребенок растет в атмосфере любви и взаимопонимания, среди доброжелательных и любящих людей, то очень мало предпосылок для возникновения стойкого агрессивного поведения. Также, как и эмоция страха, агрессивность возникает из-за несформировавшегося базового чувства доверия к окружающему миру. Страхом реагируют дети, склонные к оборонительной реакции, а агрессивно – те, кто может приспосабливаться.
Уже двухмесячный ребенок может дать понять, насколько он недоволен действиями взрослого: криком, выражением лица. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движением рук, ног. Например, 6–7-месячный малыш, злясь из-за попыток матери закапать капли в нос, может оттолкнуть ее руку, вывернуться, при этом пронзительно крича. В дальнейшем добавляется бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формы поведения.
Согласно Б.Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.
Причина агрессивной реакции на маму зависит от нее самой, ее отношения к малышу. Восприятие материнских обязанностей по отношению «к этому червячку» как к «грязным», «трате времени», ожидание, «когда же это все закончится» – ведет к повышенной раздраженности самой матери. Отсюда и повышенная агрессивность малыша. Младенцы очень чувствительны к эмоциям взрослых. Они «читают» их даже не по мимике – по степени интенсивности и плавности движений, по мелодичности голоса.
Страсть к кусанию ребенка до года может быть вызвана и прорезыванием зубов, а также попыткой просто установить контакт с матерью. Ваша дальнейшая реакция повлечет либо желание искать другие способы контакта, либо «наращивать» амплитуду кусания: если вы засмеетесь, то эта реакция подкрепит второе. Когда малыш кусает, нужно строго и серьезно (никаких улыбок!), но уверенно и спокойно (неизвестно, может бурная реакция недовольства с вашей стороны понравится малышу) дать понять крохе, что вы с таким «контактом» не согласны.
При общении с младенцем нужно помнить, что любое ограничение (не вылазить из коляски) вызывает естественную эмоцию гнева. Но малыш еще не умеет проявлять ее так, как нам бы хотелось. Зато мы уже умеем. Главная «психологическая пилюля» – это ваше терпение и спокойствие (вы же обучаете своим примером – так сами старайтесь реагировать цивилизованно на поведение ребенка). Несмотря на недостаточное развитие речи, уговаривайте малыша (это заодно разовьет его пассивный словарь, а убедят больше ваш тон, выражение лица): «Вылезать из коляски не нужно, скоро мы уже приедем». Можно легко отвлечь малыша от процесса одевания, переключить его внимание на что-то другое.

Нам год!

До года ребенок в основном изучает окружающий мир. На втором году жизни возрастает активность ребенка. Теперь же его больше начинают интересовать люди. Как правило, ребенок уже начинает ходить, возможности для исследовательских способностей увеличиваются. И потому агрессия проявляется именно в сфере обучения общения и освоения основных правил поведения.
Проявление агрессии ребенка в этом возрасте связана с непоследовательностью родителей. Обучение правилам поведения «в зависимости от настроения» или попустительство, разрешение делать все, что угодно, приводит к тому, что у ребенка не формируются основные «нельзя», и потому он бурно реагирует, когда они «вдруг» появляются.
Хорошо помогает в этой проблеме «самовоспитание» родителей: самим выполнять всего два правила:

  1. Этих «нельзя» должно быть немного (не больше пяти основных, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша)
  2. Эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения родителей.

Но что же делать с остальными «нельзя»? – Заменяйте их на «можно». Например, ребенок увлеченно рвет книжные страницы, наслаждаясь звуком и своими «возможностями преображать предметы» – дайте старую газету, и скажите, что ЭТО рвать МОЖНО.
Чтобы добиться правильного реагирования на слово «нельзя», нужно немного: терпение, согласованность взрослых (чтобы не было: то, что запрещает папа, то разрешает мама). По мере взросления ребенка «нельзя» подменяются другими, и это уже произойдет менее болезненно.

От двух до трех

С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости — знаменитое “Я сам!” — выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.
Дети пока не понимают, не чувствуют чужой боли.

Они не могут поставить себя на место другого. В этом и заключается причина детской агрессии и даже жестокости. Но пугаться этого не надо. Милосердие в ребенке надо воспитывать.
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети часто попадают в детские сады, где начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.
В этом возрасте агрессия носит «инструментальный» характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
В этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшее разочарование, он воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

И старше…

В три-четыре года возникает феномен «переноса», суть которого состоит в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и отца (прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом) и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект.
Дети, которые, подрастая, не научатся подавлять свою агрессивность и общаться с окружающими с помощью устной речи, часто превращаются в настоящих драчунов. С помощью драк дети могут добыть себе вещи, к которым они стремятся, но это сделает их изгоями в детской компании и другие дети будут их бояться. Чтобы приблизить момент «взросления агрессии» (и помочь защитить других детей!), вы можете воспользоваться советами, которые помогут вашему ребенку избавиться от агрессивных привычек.

Прочитать еще:

Не вся агрессия плохая

Психологи различают два вида агрессии:

1.Деструктивная. Это активная форма выражения гнева. Под такой агрессией всегда лежит гнев, злость, ярость, раздражение. Она проявляется через причинение ущерба, грубые высказывания.

2.Творческая. Это энергия, направленная на достижение цели, на освоение окружающего мира, на присвоение новых навыков. На ней базируется уверенное поведение.

Познание мира у маленького ребенка – это само по себе достаточно агрессивный акт. Он активно ползает, все трогает, тянет в рот. Но это нас редко сердит или расстраивает. Основные проблемы вызывает деструктивная агрессия, направленная на разрушение, причинение вреда. Именно о ней давайте и поговорим подробно

Что может вызывать деструктивную агрессию:

— Боль. То, как ребенок среагирует на боль, будет зависеть и от нервной системы ребенка, и от его ближайшего окружения – как реагируют на боль члены семьи. Если в семье принято ругаться грубыми словами или бить других, когда больно, ребенок будет повторять это поведение.

— Голод. Центры голода и агрессии в мозгу находятся рядом. Даже взрослые гораздо более раздражительны, когда голодны.

— Холод и другой дискомфорт

— Ограничение физической свободы (свободы движения, перемещения)

— Ограничение психологической свободы. Особенно это актуально у подростков.

— Несправедливые поступки окружающих (или те поступки, которые ребенок воспринимает как несправедливые)

— Препятствие к достижению целей (Поэтому постарайтесь, по возможности, не прерывать ребенка, когда он увлеченно чем-то занят)

— Семейные причины: конфликты в семье; способы воспитания (агрессивное, попустительское); мама раздражена или в депрессии; ребенок чувствует себя подавленным или находится в тревожном состоянии.

— Неудовлетворенные потребности. Потребности детей не ограничиваются своевременным питанием и сном. Ребенок может страдать от недостатка внимания со стороны родителей, недостатка успешности в школе, отсутствия друзей и общения.

>

Малыши и агрессия

Заметив агрессивное поведение у младенца, стоит обращать внимание на маму, которая сама может испытывать раздражение, грусть, усталость. Ребенок считывает настроение мамы и начинает вести себя так же. Иногда возникает такое ощущение, что он безошибочно угадывает, что у вас сейчас на душе и выплескивает эти чувства наружу. В такие моменты важно остановиться, прислушаться к себе и понять, что происходит у нас внутри: «может, я сам сейчас раздражен или устал?» И, если ответ положительный, то стоит в первую очередь позаботиться о себе, прийти в норму — и ребенок успокоится вместе с вами.

Что, если малыш кусается? Когда совсем маленький ребенок кусается: это могут резаться зубы, он мог устать, хотеть есть или пить. Это не обязательно агрессия. Он просто дает нам понять о своем дискомфорте доступными ему средствами.

Что можно сделать, если ребенок ведет себя по отношению к вам агрессивно (бьет, пинает, щиплет и пр.) психолог Марина Березина:

Чтобы дать ребенку понять, что агрессия не допустима – нужно соединить слово и действие. Например, если малыш вас стукнул — отодвиньте его от себя и скажите: «Меня бить нельзя». Важно в этот момент не улыбаться и следить за серьезностью интонации, чтобы он не принимал это за игру, и чтобы не подкреплять нежелательное поведение.

Важно быть последовательными в своих действиях. Если вы придумали какое-то правило, то нужно придерживаться его всегда, вне зависимости от того, что сейчас происходит. Для ребенка любые правила – связаны с безопасностью и стабильностью.

Дети часто пытаются «продавить родителей», добиться нарушения правил. Парадоксально при этом то, что попустительское отношение родителей к стойкости правил и их регулярное нарушение ведет к повышению тревожности у ребенка. Правила обеспечивают детям понятные рамки и границы, в которых они живут. Шаткие и нестойкие правила лишают их этой важной опоры.

Агрессия у ребенка

Слово “агрессия” с латинского означает “приступ”, “нападение”. Также об агрессии говорят и как о деструктивном поведении человека, которое противоречит правилам существования людей в обществе. Агрессия приносит моральный и физический ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт.

Причины возникновения агрессии у детей

Сюда относят отдельные соматические заболевания, а также сложные заболевания головного мозга. Также важно и условия, в которых воспитывали малыша. Ученые доказали, что если малыша резко отлучают от груди и не дают общаться с мамой – у него начинают формироваться такие качества, как подозрительность, тревожность, эгоизм, жестокость. Бывает и наоборот. То есть когда родители подходят к воспитанию малыша чрезмерно мягко, окружают ребенка опекой и заботой, эти качества не вырабатываются. Часто, если родители резко подавляют агрессивность у своих малышей, и не устраняют это качество, они сами воспитывают в нем чрезмерную агрессивность. Она будет наблюдаться даже в зрелые годы. Ведь зло порождает зло, а агрессия – соответственно, агрессию. Если мама и папа вообще не обращают внимание на агрессию ребенка, он начинает считать такое поведение дозволенным.

Он просто привыкнет действовать агрессивно.

Ребенок привыкнет действовать агрессивно

Важно находить в общении с ребенком разумный компромисс, только так родители смогут научить своих малышей справляться с агрессией.

>Портрет агрессивного ребенка

Такие дети часто нападают на остальных, обзывают их, употребляют грубые выражения. Он — “гроза” всего коллектива. Такого малыша трудно принять и понять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *