Афон монастырь ватопед

Афон монастырь ватопед

Святой и Великий монастырь Ватопед

Ватопе́дский монасты́рь или Ватопе́д — православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, второй в иерархии афонских монастырей, один из самых древних, богатых и обширных.

Вид обители с вертолета.

Вид монастырского двора с башни Преображения, южная стена.

Вид монастырского двора с балкона архонадрика (гостиницы). Слева церковь Святого Пояса Пресвятой Богородицы.

Ватопедский монастырь известен в России во многом благодаря привезенной в Россию в 2011 году части пояса Богородицы. Ранее на все просьбы из других стран, в частности, из США и Румынии, Ватопедский монастырь отвечал отказом. Исключение было сделано лишь для России. Группа афонских монахов, сопровождающая пояс, на специально арендованном самолете посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь за 39 дней. По приблизительным оценкам поясу поклонились более 3 млн 100 тыс. паломников.

Ковчег со Святым Поясом Пресвятой Богородицы.

Портик перед входом в Обитель. Список чудотворной иконы Матери Божией “Закланная” отправляется в Россию на подворье Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге.

Пояс Богородицы, разделенный в настоящее время на три части, является единственной реликвией, сохранившейся от Ее земной жизни. Согласно преданию, пояс был изготовлен самой Богородицей из верблюжьего волоса, а после Ее успения и воскресения передан апостолу Фоме.

Множество чудес и исцелений видели люди с верой обращающиеся к Богородице, особую помощь получают бесплодные женщины, которым по их просьбе дают часть ленты, освященной на святом поясе.

Помимо этой великой святыни, в Ватопедском монастыре также хранится множество других чудотворных реликвий, икон, мощей, привлекающих верующих со всего мира. Ежедневно Обитель принимает от 80 до 150 паломников. В Ватопедском монастыре хранится 3500 икон, 2200 рукописей, 350 000 документов и 40 000 первопечатных книг,множество произведений искусства.

Библиотечный фонд обители. Творения святого Иоанна Златоуста. Венеция 1786 г.

Богослужебные лжицы из горного хрусталя в позолоченном окладе. Работа французских мастеров XIV века.

“Япис”, Позолоченное серебряное основание с вплетенным в орнамент именем ктитора.

В нашем приложении содержится описание истории, происхождения, чудес связанных со многими иконами Обители: Богородица «Виматарисса», Богородица «Антифонитрия» (Ответчица), Богородица «Элеуса» (Милостивая), Богородица «Элеовритисса» (Елеоточивая), Богородица «Пантанасса» (Всецарица), фресками Богородица «Парамифия» (Утешение), Богородица «Эсфагмени» (Закланная), Богородица «Пироволифиса» (Простреленная).

Чудотворная икона Божией Матери “Закланная”.

В монастыре хранятся часть Животворящего Креста Господня, честной пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия и Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского.

Крест с частицей Животворящего Древа Господня.

В 1990 году архитектурный комплекс Святого монастыря (в общей сложности 35 000 квадратных метров жилых площадей) находился в плачевном состоянии из-за продолжительного отсутствия систематического ремонта, многочисленных повреждений, нанесенных временем, и срочной необходимости провести реконструкцию с учетом современных требований.

Афонская академия (Афониада) и принадлежащий ей акведук (водовод) в развалинах.

Уже в 1992 году монастырь принял 3026 посетителей; это число постоянно увеличивалось и, вопреки первоначальным прогнозам, на сегодня достигло 25 000 гостей, проводящих ночь в монастыре, в год.

Вид на соборный храм со стороны трапезной.

Паломники ждут начала трапезы на соборной площади монастыря.

Трапезная.

Результатом столь методичного и тщательного ухода за памятниками стало получение общеевропейской награды, присуждаемой организацией Europa Nostra, за образцовую реставрацию ризницы и превращение ее в музей.

Вот что поведал нам архимандрит Ефрем об организации жизни в обители.

Управление монастырем

Ватопедским монастырем, так же как и прочими обителями, управляют игумен и старшие монахи, которые все вместе составляют Совет старцев или Священный собор обители. Игумен и двое специально назначенных монахов представляют собой исполнительную власть, приводящую в исполнение решения Совета старцев и руководителей братии.

Правила внутреннего распорядка регулируют в мельчайших подробностях управление монастырем, а также проведение Святых соборов, как регулярных, так и внеочередных.

Игумен ― должность выборная, он избирается монахами, обладающими правом голоса, и занимает свою должность до конца жизни. Ежегодно 1 января Священный собор назначает каждому монаху особую работу (послушание).

Ватопедское монашеское братство, 2011 г.

Молитва в монастыре

Обычно монахи собираются на общую молитву в соборном храме, где проводятся полунощная служба, заутреня, часы, божественная литургия, вечерня и повечерие.

Конечно же, помимо молитв в соборном храме каждый монах может предаваться молитве в собственной келье, чтобы в конечном итоге добиться выполнения предписания Святого Павла «непрестанно молитесь». Это достигается повторением молитвы «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Читая эту молитву, каждый монах может молиться и сверх того, что он молится во время служб, предписанных в Богослужебном уставе, и, в зависимости от чистоты душевной, праведности и степени самосовершенствования, даже во сне ― как сказано в писании «Я сплю, а сердце мое бодрствует». Кроме того, приветствуется изучение трудов Отцов Церкви, которое считается праведным занятием для каждого монаха и продолжением молитвы. Среди основных трудов, которые читают монахи, перечисляются труды Василия Великого, Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Иоанна Дамаскина и «Добротолюбие». Помимо этого во время совместных трапез в трапезной вслух читаются жития святых, праздничные чтения, комментарии к Священному Писанию на день и другая свято-отеческая литература

Келья Геронды Иосифа Ватопедского. На клиросе церкви преподобного Иосифа Исихаста.

Труд монахов

Сутки монаха разделены на три равных части, по восемь часов каждая, посвященные, соответственно, молитве, труду и отдыху. Задания монахам (послушания) распределяются Святым собором обители, исходя из образа жизни старцев обители и из того, что необходимо для беспрепятственного управления Обителью и выполнения прочих духовных функций. Основные труды приходятся на долю игумена, специально назначенных монахов и представителей обители в Святом Киноте Святой Горы. Кроме этого существуют послушания секретаря, ризничего, библиотекаря, монаха, следящего за порядком проведения литургий, церковных служителей, поваров, работников трапезной, монахов, принимающих гостей, садовников и т.д.

В пекарне Обители.

В сборе урожая винограда участвует вся братия.

В винном погребе Обители. Часть вина разливают по бутылкам для продажи, часть выставляют на трапезу.

В Ватопедском монастыре особую важность и историческую значимость придают труду архивариуса и монахов, ответственных за сохранение и реставрацию произведений искусства в общем. Ведь именно благодаря работе этих монахов с сокровищами монастыря был пролит свет на доселе неизвестные аспекты роли средневековой и современной греческой культуры в истории (благодаря изучению исторических документов) и в истории искусства (благодаря изучению предметов искусства).

В переплетной мастерской Обители восстанавливают обветшавшие книги.

Послушания ― это воплощение высказывания «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Старец относится к своим последователям с любовью, а ее олицетворение в жизни — смирение. Старец становится образцом смирения и любви, а послушники следуют примеру учителя.

В общежитийном монастыре через послушание каждое занятие переводит монахов на другой уровень добродетели согласно заповедям Господним.

Монахи на рыбной ловле.

В приложении вы также найдете специальное интервью архимандрита Ефрема, данное для этого проекта. Ниже отрывок беседы.

Вопрос:

Ответ:

Вопрос:

Ответ:

Архимандрит Ефрем, игумен Великого Монастыря Ватопед.

Ватопедский монастырь

Ватопедский монастырь (иначе называемый просто Ватопед) расположен на северо-востоке Афонского полуострова. Это мужской монастырь, относящийся к греческой православной церкви. Он стоит вторым по значимости в иерархии афонских обителей (почетное первое место занимает Лавра Св.Афанасия). Ватопед является одним из самых крупных, старых и богатых афонских монашеских обителей.

По преданию, построен был Ватопедский монастырь тремя обеспеченными людьми, которые постриглись в монахи и стали учениками преподобного Афанасия Афонского. Именно он отправил этих троих человек жить в то самое место, где теперь и стоит Ватопедский монастырь. Тех людей, заложивших фундамент и построивших монастырь в 972-985 годах, звали Николай, Антоний и Афанасий.

Но если опираться на устные предания, история Ватопедского монастыря началась гораздо раньше. В начале 4 века святым равноапостольным Константином Великим на этом месте уже был построен монастырь. Но во второй половине 4 века этот монастырь был разрушен по поручению богоотступника Юлиана. К счастью, к концу 4 века обитель вновь была восстановлена императором Византии Феодосием Великим в знак благодарности Богу за то, что он спас его сына Аркадия от потопления. С этой историей чаще всего и связывают название монастыря, ведь «vato pedi» переводится с греческого как «ребенок в кустах», а эта история с сыном императора так и произошла: корабль, на котором плыл ребенок, затонул, но младенец во время бури и потопления корабля не пострадал — его позже обнаружили живым и абсолютно целым в кустах на берегу.

В истории монастыря были не только периоды процветания, но и довольно трудные времена. Например, набеги и грабежи франкских пиратов, каталонцев, а позже и турков. Но, тем не менее, подобного рода несчастья не смогли уничтожить полностью успехи, завоеванные этим монастырем, и снизить его престиж среди монастырей Афона. Наоборот, вокруг Ватопедской обители стали собираться и присоединяться к нему другие монастыри. С 1287 года монастырь стал считаться «царским» и соответственно почитался, в то время связи Ватопедского монастыря с императорским двором Византии были очень крепкими. В Ватопеде на протяжении многих веков, начиная с конца 14 века, очень часто менялся уклад жизни монахов с coenobitic (как общежитие) на idiorrhythmic (большее уединение) и наоборот, но в 1989 году Ватопедский монастырь вернулся к coenobitic системе.

Самый главный монастырский собор освящен и назван в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Построен этот собор был в 10 веке. Росписи храма относятся к 14 веку, хотя позже (в 18 и 19 веках) они были закрашены. Кроме основного собора в монастыре есть еще 16 параклисов (небольших церквей). В монастыре имеется 12 часовен внутри и 19 снаружи. Колокольня Ватопедского монастыря была построена приблизительно в 1427 году и является самой старой и самой высокой из сохранившихся на Святом Афоне. Престольный праздник Ватопедского монастыря празднуется в день Благовещенья (7 апреля по новому стилю, 25 марта по старому стилю).

В будние дни монахи Ватопедского монастыря служат вместе утреню, а после службы расходятся по своим небольшим храмам на литургию.

Этот монастырь был одно время также центром образования на Святой горе — с середине 18 века в Ватопеде находилась известная Афонская академия, благодаря которой даже в трудные времена образование было доступным для греков. Инициатором создания академии в 1748 году стал игумен Ватопедского монастыря Мелетий. Не только в Греции, но и на всем Балканском полуострове Афонская академия была одним из самых лучших учебных заведений. С этим заведением связаны имена многих святых, среди которых можно назвать Косму Этолийского, Никодима Святогордца, Афанасия Паросского, Макария Коринфского.

Несмотря на то, что позже академия была закрыта, библиотека Ватопедского монастыря является кладезем бесценной информации, сокровищницей старинных рукописей и книг.

Она насчитывает 25 свитков и 600 Кодексов на пергаменте, 1700 старинных рукописей и более десяти тысяч печатных книг. Среди ценных рукописей Ватопедской монастырской библиотеки находится датируемая 11 веком книга, которая написана на пергаменте, — известнейшая «География» Птолемея, включающая в себя цветные географические карты.

Руины бывшей Афонской академии до сих пор можно увидеть неподалеку от Ватопеда. В наше время в более новом здании на территории, принадлежащей Андреевскому скиту, располагается интернат для мальчиков.

Ватопедский мужской монастырь состоит из 2 скитов (памяти апостола Андрея Первозванного и Дмитрия Солунского) и 27 келий на самом Афоне, а также у монастыря есть подворья за пределами Святой горы. Принадлежат Ватопеду земли не только на греческой земле (150 тысяч гектаров, в том числе озеро Вистонида), но даже и в нынешней Турции — в Стамбуле к монастырю относится Андреевское подворье, которое раньше принадлежало Свято-Андреевскому скиту. Среди многих пожертвований, которые получил Ватопедский монастырь в 14 веке, было и пожертвование от сербского принца Стефана Душана, он подарил монастырю поселок Айос Мамас. В последующем эту благочестивую традицию одаривать монастырь Ватопед продолжили другие сербские правители. В тяжелые для монастыря времена его поддерживали также и русские цари, и молдавские игемоны. Но монастырь, конечно, не только получал землю в качестве даров, но и терял. Например, в начале 20 века были утрачены многие земельные участки, принадлежащие монастырю, на территории нынешней Турции. А с государственными властями Греции уже около века продолжаются споры по поводу собственности на оз.Вистонида.

В Ватопедском монастыре хранится огромное количество святынь, и, если сравнивать афонские монастыри по святости количеством святынь, то Ватопед будет занимать первое место по количеству. Среди самых почитаемых христианами святынь в Ватопедском монастыре находятся:

частица Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос;

​ часть хламиды Спасителя;

​ честной пояс Пресвятой Богородицы, который не так давно привозили с Афона в Россию;

​ диптих из икон Богородицы «Умиление» и Пантократора (эти иконы принадлежали императрице Феодоре, которая восстановила иконопочитание);

частицы мощей святых великомучеников, среди которых находятся Параскева, Феодор Стратилат, Сергий, Кирик, Вакх, великомученик и целитель Пантелеимон, великомученик Димитрий Солунский, священномученик Харалампий, Григорий Богослов, апостол Варфоломей, Андрей Критский, праведник Иоанн Милостивый, Трифон, архидиакон Стефан, Иоанн Предтеча, великомученицы Марина и Екатерина, мученицы Пелагия, Параскева и Феодосия, преподобный Евдоким, чудотворец Ватопедский и другие;

честные главы святителя Иоанна Златоуста, Модеста Иерусалимского, Григория Богослова, Иакова Персянина, преподобных Афанасия, Николая и Антония, основавших обитель, великомученика Меркурия;

правая рука апостола Андрея Первозванного.

Так как соборный храм Ватопедского монастыря освящен в честь Пресвятой Богородицы, то и неудивительно, что в монастыре имеется огромное количество Ее икон. Из них восемь точно являются чудотворными. Это: «Всецарица», «Закланная», «Отрада» («Утешение»), «Елеоточивая» («Келарница»), «Ктиторская» («Алтарница»), «Простреленная», «Предвозвестительница» («Живоприятная»), «Увещание».

В разное время в Ватопедском монастыре жили в постоянных молитвах о судьбах мира многие ставшие впоследствии известными люди. Можно сказать, что именно эти люди являются главным сокровищем, историей этого монастыря.

В 12 веке в Ватопедском монастыре среди монахов жили святой Савва Сербский и преподобный Симеон Мироточивый.

В начале 14 века в Ватопеде жил и работал иконописец Мануил Панселин, который был одним из лучших мастеров. Известнейшная его работа — это фреска «Ведение на крест».

В 14-16 веках в Ватопедском монастыре среди монахов жили святитель Никодим (Григорий Палама), патриарх Геннадий, преподобный Максим Грек.

Также в монастыре подвизался иеромонах Лаврентий Дзангаролос, который является возродителем монашества на острове Крит.

Из других известных личностей, подвизавшихся в Ватопедском монастыре, можно отметить таких, как преподобные Савва Виматарис, Геннадий Дохиар (Пресвятая Богородица совершила чудо, наполнив пустой сосуд маслом), игумен Ватопедский Геннадий, Неофит (он узнал от Богородицы дату своей кончины), послушники Никодим и Агалий.

Сонм прославленных Православной Церковью послушников этого монастыря насчитывает 66 человек. Их память празднуется ежегодно 23 июля (10 июля по старому стилю).

В настоящее время в монастыре проживает около 50 монахов, большая часть из которых родом с Кипра.

25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы — престольный праздник

Святой монастырь Ватопед находится на холме над самым морем на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Он был основан около 972 — 985 гг., вероятно, тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием.

Они прибыли сюда жить монашеской жизнью во времена св. Афанасия, основателя Великой Лавры. Во втором Типиконе (1045 г.) Ватопед занимал среди святогорских монастырей 2-е место, которое он сохранил и на сегодняшний день.

В XII и XIII столетиях свв. Савва и Симеон, самые чтимые сербские святые, были монахами Ватопеда. Среди многих пожертвований, сделанных монастырю в XIV в. сербским государем Стефаном Душаном, упоминается деревня Агиос Мам. В следующем столетии другие сербские правители продолжили благочестивую практику пожертвований монастырю.

В величественной хронологии Ватопеда есть трудные времена насилия и мародерства каталонских пиратов (1307 г.) и турок. Однако эти бедствия в конечном итоге не помешали дальнейшему процветанию монастыря. Напротив, в разные времена монастыри: Халкей, Вериот, Иеропатор, Калец, св. Димитрия, Ксистр, Триполит и Трохал вошли в число его владений. Византийские императоры не были чрезмерно великодушны по отношению к обители. В поствизантийские времена даже западные властители прославили себя защитой монастыря. В XV столетии св. Максим Грек был членом братства Ватопед. В 1749 г. именно здесь открылась знаменитая Афонская академия, которая давала образование в трудные для Греции времена.

Главный собор монастыря освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и был построен в Х столетии. Его самые старые фрески (закрашенные в XVIII и XIX вв.) восходят к XIV в. Ватопед имеет 12 храмов внутри и 19 — вне территории, пять из которых пристроены к собору. Колокольня монастыря относится к 1427 п и считается самой древней на Святой Горе.

В истории Ватопеда часто чередовались Уставы монашеского жития: общежитийный (киновия) сменялся своекоштным (при котором каждый из монахов жил на самообеспечении). В 1989 г. Ватопед вернулся к первоначальному Уставу киновии.

В монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери: «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская» (Виматарисса), «Елеоточивая» (Дохиарисса), Парамифия, и чудотворный образ Богородицы над вратами (он также называется Пировлифисса (от греческого «пироволо» – стрелять). Так образ был назван в 1822 году после того, как в него выстрелил турецкий солдат, сразу после этого сошедший с ума и повесившийся). Бесценная святыня Ватопеда – пояс Богородицы, сплетённый из Её волос. Кроме него здесь находятся части Животворящего Креста Господня, хламиды Христа, другие предметы, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы, честные главы свт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители прп. Николая, Афанасия и Антония и вмч. Меркурия, правая рука ап. Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, сщмчч. Харалампия и Андрея Критского, мчч. Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, вмцц. Екатерины и Марины, мцц. Параскевы, Пелагии и Феодосии, прав. Иоанна Милостивого, прп. Евдокима Ватопедского Чудотворца и других святых.

Библиотека содержит приблизительно 2000 рукописей, 25 свитков, значительное количество документов и печатных книг — более 35 000.

В подчинении монастыря — 24 келлии, скиты св. Димитрия и св. Андрея Первозванного около Кареи. В настоящее время братство состоит из 50 монахов, многие из которых родом с Кипра.


Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы

Ковчег с главой свт. Иоанна Златоуста

Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица»
Купол над святыми вратами
Внутренний двор обители
Чудотворная икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение»

Монастырь Ватопед

Ватопед — греческий монастырь, расположен в небольшой бухте на северо-восточном берегу Афона.

Этот монастырь — один из самых древних, богатых и обширных монастырей на Св. Афонской Горе. По преданию он основан равноапостольным царем Константином в первой половине IV века, но в том же столетии был разорен богоотступником Юлианом. В конце того же столетия был восстановлен греческим императором Феодосием в признательность Богу за спасение от потопления царственного его сына Аркадия. В 862 году он был вторично разорен арабами, а в X веке, по совету преподобного Афанасия Афонского, возобновлен тремя адрианопольскими богатыми гражданами — братьями: Афанасием, Николаем и Антонием.

Соборный храм монастыря, один из самых обширных на Афоне, построен в Х веке, посвящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В нем сохранились фрески XIV века, а также несколько мозаик. В него ведет величественное преддверие, из которого вход в два пространных притвора: внешний и внутренний. По обеим сторонам притворов два придела; по праву сторону — святителя Николая Чудотворца, по левую — св. великомученика Димитрия Солунского; над последним приделом находится еще небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрады» или «Утешения».

В монастыре находятся чудотворные иконы Божией Матери: «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская», «Отрады» или «Утешения», «Елеоточивая» и чудотворная икона Божией Матери над вратами.

Единственная и бесценная святыня Ватопеда — «Пояс Богородицы».

Кроме него здесь находятся части животворящего Креста Господня, губы и хламиды Христа, частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия, Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского и других.

Кроме Соборного храма существует еще шестнадцать параклисов (малых церквей). В библиотеке хранится одно из самых богатых и редких собраний книг и рукописей. Особенная драгоценность здешней библиотеки — экземпляр Птолемеевой географии с картами.

В монастыре обращает на себя внимание братская усыпальница, которая сохраняет в возможной целости кости умершей братии этой обители в течении более чем десяти веков. По афонскому обычаю останки каждого погребенного монаха через три года откапывают и кости слагают в общую усыпальницу.

Особо почитаемый праздник монастыря — Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (по Юлианскому календарю).

В настоящее время монастырь населяет 45 монахов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *