А дворкин сектоведение

А дворкин сектоведение

Омский Государственный Университет

РЕФЕРАТ

на тему:

Тоталитарные секты в России

Выполнил: студент 212 группы

Гострых Е.Б.

Поверил: Демиденко В.И.

Омск-2005

План:

Введение2

1.Признаки тоталитарной секты3

2. Психологическая обработка личности в тоталитарной секте4

3. Механизмы разрушения личности в тоталитарной секте6

Проблема деструктивных культов11

6. Борьба с сектами и реабилитация жертв.12

7. Секты в России14

8. Секты в Омске15

Заключение18

Список литературы:19

Введение

Не раз уже говорено о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье… Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством). Эта проблема не нова — еще в 30-е годы XIX века антисектантской работой в Саратове занимался святой преподобный Иларион Оптинский. Он активно противостоял деятельности скопцов и молокан, убеждая заблуждающихся словами Священного Писания, а в случае обнаружения уголовно наказуемых деяний сектантских лидеров — способствуя их пресечению со стороны правоохранительных органов.

Учение и деятельность указанных в перечне нашего раздела сект пагубно влияет на духовную жизнь человека и искажает библейское учение о Боге, мире и человеке. К сожалению, нигде в нашем законодательстве понятие «секта» не определено. Однако, мы будем пользоваться этим термином, используя его как оценочный. Все организации, отнесенные нами к разряду сект, классифицированы так исключительно на основании анализа их учения, или культовой практики сравнительно с учением и практикой Православной Церкви и/или другой культурообразующей Церкви. Все последователи данных организаций не являются и не могут считать себя членами Православной Церкви в силу разделяемого ими мировоззрения. Любые заявления организаторов и руководителей нижеперечисленных организаций о их связи с Православной Церковью и соответствия их учений с Православным вероучением, а также о полученных ими благословениях на деятельность, не имеют никаких оснований. Зачастую секты используют обман или скрывают информацию о себе при контактах с людьми, не состоящими в данной организации; практикуют различные методы контролирования сознания своих членов, в том числе, гипнотическое воздействие. Они не признаны традиционными Церквями как последователи соответствующей религии.

  1. Признаки тоталитарной секты

Правительство ФРГ опубликовало листовку, призванную предупредить своих граждан об опасности, исходящей от сектантских организаций. Она включает 17 признаков тоталитарных сект:

  1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает.
  2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это — пойдемте сейчас с нами в наш Центр».
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты.
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Ваша группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.
  10. Вы должны немедленно стать членом группы.
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы Вы разорвали свои «старые» отношения, так как они препятствуют Вашему развитию.
  13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
  15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами.
  16. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению

2. Психологическая обработка личности в тоталитарной секте

1. Мормоны — не протестанты, а языческая секта

В этой главе речь пойдет о мормонах — самой “старой” из новых сект. С богословской точки зрения, ее можно охарактеризовать как синкретическую неоязыческую оккультную секту с милленаристским (хилиастическим) уклоном, активно занимающуюся политической деятельностью. Впрочем, последняя черта характерна для всех сект представленных в этой книге.

Генерал Лебедь, став секретарем Совета безопасности, решил выступить с патриотическим заявлением против сект и в ходе своего выступления обозвал мормонов “плесенью”. Почему именно мормонов никому неведомо; видно, так повернулся тяжелый генеральский язык. Но вскоре он об этом пожалел: на него немедленно было оказано сильнейшее давление со стороны США, где мормоны представлены во всех органах власти и властных структурах и являются мощным лобби. Вскоре Лебедю пришлось униженно извиняться; продолжал извиняться он и через несколько лет после инцидента. Все это очень грустно, потому что создало лишнюю рекламу для мормонов, а между тем, определенный повод для беспокойства их деятельность в России дает. Другое дело — не владея информацией, не стоит делать публичных заявлений.

Мормонские миссионеры выглядят всегда одинаково: черные брюки, белые рубашки, скромный галстук, на груди черная бирочка, на которой написано, к примеру: “старейшина Джонсон” или “старейшина Стивене”. Ходят они всегда парами, часто с темными рюкзаками за спиной. Обычно это очень молодые ребята, лет 19–20, коротко постриженные, с военно-спортивной выправкой. В Москве мне как-то встретились даже “старейшина Щукасевич” и “старейшина Опанасенко”. Они тоже были иностранцами — один из Белоруссии, а другой со Львовщины.

В России мормонов, как правило, принимают за одну из протестантских деноминаций. Сами они очень этому рады и всегда настаивают, что являются христианами, а если и отличаются от других, то только подчеркнутым консерватизмом, идеальными семейными устоями, строгой нравственностью и вообще образцовой показательностью во всех отношениях. Всегда гладко выбритые, аккуратно постриженные, строго одетые — просто образец консервативного добропорядочного человека и гражданина.

Вся жизнь мормонов очень строго регламентирована: в воскресенье у них богослужение, причастие и церковная школа, в понедельник — семейный день: все должны проводить его в кругу семьи и играть в спортивные игры, чаще всего в волейбол (и все играют), вереду— молитвенное собрание. Специально назначенные надзиратели (в России их называют “домашние учителя”) ежемесячно посещают дом каждого прихожанина и проверяют, живет ли он, как положено настоящему мормону.

Интересно, что каждый мормон обязан иметь дома годовой неприкосновенный запас продуктов.

Каждый год этот н/з обновляется. Хранилища продуктов (а также одежды и всего необходимого для хозяйства) имеются в каждом мормонском селе или городе. Это все предназначено для тяжелых времен перед Вторым пришествием, когда остальной народ будет умирать от голода. Благодаря этим запасам мормоны смогут безболезненно пережить последние времена и среди вымирающих от голода “язычников” (то есть не мормонов) спокойно дожидаться Второго пришествия и Страшного Суда, который вообще-то для добропорядочного мормона совсем и не должен быть страшным. В этом они абсолютно убеждены.

Один московский священник как-то сообщил мне, что принимал в Церковь бывших мормонов, обратившихся в Православие, без Крещения, лишь через Миропомазание, как “реформатов”. Это было ошибкой, потому что мормоны — не реформаты и не протестанты, а языческая секта, и принимать их нужно только через Крещение, по образцу того, как принимают язычников.

Методы освобождения от культового контроля сознания:
Депрограммирование. Первый из созданных методов по освобождению сознания, заключается в предоставлении культисту ранее недоступной ему информации о деятельности группы, к которой он принадлежит, о личности лидера, о несоответствии и противоречивости доктрины и практики культа. Предоставляется информация о техниках контроля сознания, используемых данной группой. В процессе участвует депрограммист (как правило один) и несколько близких культисту людей не входящих в группу. Цель — переубедить человека, сломать его культовую личность. Для этого используются аудио- и видеоматериалы, документы. Достаточно жесткий метод, не рассчитанный на диалог с членом культа. Депрограммирование проходит в течение нескольких дней в специально выбранном помещении. Депрограммирование часто связано с насильственным ограничением клиента и проходит без его согласия. Т.обр. нарушается закон о правах человека и депрограммиста могут привлечь к суду. Процесс проходит по просьбе и с согласия родственников или друзей. Культиста насильно извлекают из группы, увозят в место проведения воздействия и удерживают под охраной. Депрограммирование как изначальное насилие над личностью, приводит к психологической травме. В настоящее время метод считается оправданным в случае, когда жизни и здоровью близкого человека угрожает опасность. В случае, когда на более гуманные меры нет времени.
Консультирование о выходе. Специалисты, работающие в этой области, часто называют свой метод — «консультирование по реформированию мышления». Основной упор делается на предоставлении информации и возвращении функции критического мышления, чтобы культист мог осознанно оценить свои отношения с группой. В отличие от депрограммирования — это добровольная консультация. Можно условно выделить два этапа. На первом консультант предоставляет информацию родственникам о группе, к которой принадлежит близкий человек, знакомит их с техниками контроля сознания, применяемыми данной группой и указывает на модели поведения, которых следует избегать в отношениях с культистом, т.е. на этом этапе консультант работает с семьей культиста и его родными. Второй этап — непосредственная консультация, на которую культист идет добровольно. Проводится в течение 3-5 дней подряд в специально выбранном месте. На консультации присутствует консультант или группа консультантов, семья и бывшие участники культа. Взаимодействие проходит в форме диалога, культист знакомится с информацией о группе, в которую он входит. Происходит свободный обмен мнениями. Важно, чтобы во время консультирования человек не поддерживал никаких отношений с культом.

6. Борьба с сектами и реабилитация жертв

Чем же руководствуются специалисты, выявляя опасные секты? Ответ на этот вопрос содержится в их списке. В него входят практически все известные новые религиозные движения. Проблема отбора, таким образом, отпадает сама собой.

С кем же предстоит бороться в первую голову? Это мормоны, иеговисты, сайентологи и кришнаиты, то есть те религии, которые довольно успешно распространяются в современном мире. Одни из них уже практически стали частью мейнстрима (мормоны), другие находятся на пути к этому (иеговисты), третьи также прошли экспериментальную фазу, чреватую разными неприятностями, и изо всех сил стремятся обрести респектабельность (сайентологи и кришнаиты). Замыкают же список те, кто действительно входят в противоречие с «духовностью этического монотеизма», защитниками которой объявляют себя участники конференции, — неоязычники, колдуны, ведьмы и сатанисты.

Эта последовательность выдает истинные намерения борцов с сектами, которые пекутся вовсе не о духовном и психическом здоровье населения, а о том, чтобы избавить от успешных конкурентов традиционные религии, отяжелевшие под грузом лет и растерявшие миссионерскую прыть. Недаром новой сектантской угрозой на конференции были объявлены неопятидесятники, которые добились в России серьезных успехов и темпы их распространения сравнялись с иеговистскими.

Антисектантское движение — инструмент борьбы за духовную монополию, а отнюдь не средство искоренения духовной опасности. Насколько этот инструмент эффективен, покажет время. На мой взгляд, не очень. В религии, как и в любви, насильно мил не будешь. Да и пойдут ли на пользу традиционным религиям те тепличные условия, которые мечтают создать им горе — защитники? Миссионерского пыла точно не прибавят.

Предложен С.Хассеном., метод направлен на постепенное улучшение взаимоотношений семьи и друзей с культистом, на повышение уровня доверия между ними. Для этого создается команда стратегического взаимодействия, в которую входят близкие и друзья культиста, готовые сотрудничать. При этом, каждый член команды занят проработкой собственных проблем. В ходе, «минивзамодействий» — каждого акта общения с культистом, члены команды обсуждают с ним деятельность групп, похожих на ту, в которую входит близкий, делятся информацией о техниках контроля сознания в сектах. Такое целенаправленное взаимодействие помогает восстановить у культиста способность к критическому мышлению и оценить деятельность своей группы. Когда отношения с культистом налажены, ему предлагают пройти семейное консультирование, чтобы решить семейные проблемы. Получив согласие культиста, можно начинать воздействие. Воздействие проходит в три этапа, каждый длительностью в один день, участвуют члены семьи и семейный консультант, работающий в рамках ПСВ. Первый день посвящается установлению взаимопонимания, сбор информации и максимальное общение участников команды с адептом культа, закладывающее фундамент для следующих двух дней. Второй день проходит в обсуждении контроля сознания, механизмы формирования фобий, используемые культами и представление бывших участников культа, который рассказывает о своем опыте.

Выводы. Ни один из этих методов не гарантирует, что культист решит покинуть группу. Из рассмотренных выше подходов наиболее эффективным на мой взгляд является подход стратегического взаимодействия. Этот подход позволяет культисту восстановить взаимопонимание с семьей , обрести опору и поддержку. Так создается основа для конструктивного диалога. Человек постепенно осознает, что у него есть выбор и, что решение принимает он сам. Трехдневное воздействие проводится тогда, когда установлен высокий уровень доверия между культистом и семьей. Это -ключевое условие успешного воздействия. Этот подход построен на доверии и понимании, готовности семьи и друзей помочь близкому. По длительности этот метод занимает больше времени, чем другие. Даже, в случае решения культиста остаться в группе есть возможность повторить воздействие. Но не все семьи готовы к долгой работе над собой, ради помощи члену культа. В этих случаях данный подход не может быть реализован. Помощь культисту не заканчивается принятием им решения об уходе из группы. Важно понимать, что в зависимости от длительности пребывания человека в секте, условий его жизни (содержания), вовлеченности в культ, потребуются разные сроки терапевтической работы. Для успешного процесса реабилитации культиста необходимо его осознанное решение выйти из секты.

7. Секты в России

По данным экспертов центра изучения новых религиозных культов «Dialogue Centre International», считаться тоталитарными могут следующие религиозные объединения и группы, активно действующие в России:

1. Церковь Сайентологии Рональда Хаббарда.
2. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней).
3. Семья (Семья любви. Дети Божии) Дэвида Берга.
4. Новоапостольская церковь.
5. Московская Церковь Христа (Бостонское движение).
6.Трансцедентальная медитация.
7. Свидетели Иеговы (Общество «Сторожевой башни»).
8. Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства) Сан — Мен Муна.
9.Движение «Нью Эйдж».
10.Информационно методический центр «Юнивер».
11. Общество «Сознание Кришны».
12.Движение Истины Аум (Аум Синрике) Секо Асахары.
13.Богородичный Центр (Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающей) Иоанна Береславского.
14.Белое Братство Марины Цвигун и Юрия Кривоногова.
15. Виссарион и община «Единая вера».

«Успех» данных сект в некоторых христианских регионах свидетельствует о реальной ценности для данного региона Евангельского Правозвестия, а именно — говорит о упадке в нем истинного христианства, либо о подсознательной ностальгии по красному революционному прошлому…

А вообще в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них — это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина «тоталитарная секта» Александра Дворкина, только «штатных» сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

Как утверждает Дворкин, на территории России действуют «импортированные секты, такие как сайентологи, муниты, кришнаиты, Свидетели Иеговы».

К «отечественным сектам» Дворкин относит Богородичный центр (Москва), Ашрам Шамбалы (Новосибирск), секту Виссариона (Красноярский край), Радастея (Урал) и другие.

«Самая мощная из продолжающих свой численный рост сегодня сект — это неопятидесятническое движение, которым охвачены весь Урал, Сибирь и Дальний Восток, — отметил Дворкин.

— По-прежнему активно растут Свидетели Иеговы и мормоны «.

В остальных сектах на сегодняшний день приток членов равен оттоку — выжатый как лимон материально, физически и морально сектант через несколько лет «выкидывается» за ненадобностью, утверждает главный российский специалист по сектоведению.

По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, сколачивают лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе.

Тоталитарная секта, по определению Дворкина, — это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам.

Очень важно, чтобы человек пострадавший от тоталитарных культов не замыкался в своем несчастье, а начал поиск выхода из сложившейся ситуации, и, в случае необходимости, обращался с заявлением в прокуратуру. Беда в том, что около 80% пострадавших никак не заявляют о своем несчастье, пологая ситуацию делом сугубо личным не предназначенным для разглашения. Это позволяет сектам уверенно вербовать и эксплуатировать новых адептов.

В России имеются несколько информационных центров, куда можно обратиться:

  • Антисектантские сайты:
  • Центр св. Иринея Лионского
  • Центр по вопросам сектантства при соборе Св. благоверного князя Александра Невского
  • Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии
  • Новостные и полемические материалы на сайте Сретенского монастыря
  • Подборка материалов по проблемам реформирования мышления, контроля сознания и психологического насилия — сайт нижегородского психолога Евгения Волкова
  • Московский комитет по спасению молодежи
  • Петербургский Комитет защиты семьи и личности
  • Психологический сайт «Антисектик»
  • «Религиозная безопасность»
  • Психологический сайт
  • Антииеговистские:
  • «Полемика со Свидетелями Иеговы»
  • Страница, посвященнаю деятельности централизованной религиозной организации «Свидетели Иеговы»
  • Антисайентология:
  • Дианетика и саентология — мост к безграничному рабству
  • Анти-Саи Бабы:
  • Саи Баба — Бог или Шарлатан?
  • Антиэзотерика:
  • «Антиэзотерический ашрам Шамбалы»
  • Антимормоны:
  • Юрий Кондратьев. История и вероучение секты мормонов.

Дворкин Александр Леонидович

Демократические свободы, гарантированные действующей Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами, предоставляют миллионам россиян право беспрепятственно исповедовать и распространять свои религиозные взгляды и убеждения.

К великому сожалению, практическая реализация этих прав наталкивается на множество преград: чиновничий произвол, невежество журналистов, неуемное желание разделить религиозные объединения на «свои» и «чужие». На волне демократических процессов появилось немало дельцов и авантюристов, выдающих себя за непоколебимых защитников истинной веры от «зловредных сект и культов».

Сегодня это занятие стало довольно прибыльным бизнесом, не требующим не только глубоких знаний, но даже соблюдения хотя бы самых простых правил приличия. Вот уже более десятилетия «cектоборцы» запугивают население России нашествием на ее города и села полчищ «сектантов». Последователи большинства новых религиозных объединений обвиняются во всех смертных грехах, выставляются эдакими исчадиями ада, бездушными, хищными и жестокими.

Бесспорным зачинщиком этой постыдной травли является Александр Леонидович Дворкин. Регулярно, с горящими глазами инквизитора, он мечет с экрана телевизора громы и молнии в адрес «тоталитарных сект и культов».

Со страниц его опуса «Сектоведение» на читателей обрушиваются сотни баек и небылиц.

Труд свой на поприще «сектоведения» Дворкин постоянно афиширует как крайне необходимый для благосостояния страны и одновременно чрезвычайно рискованный. В выступлениях и публикациях он живописует о смертельных опасностях, постоянно подстерегающих бесстрашного ниспровергателя коварных «сектантов».

Однако Дворкин, рассказывая о своём пути к профессии «сектоборца», зачастую опускает любопытные эпизоды своей занимательной биографии. Что же он из себя представляет?

Не составит труда выбрать зерна истины из приукрашенной автобиографии, которую он обычно рассказывает на своих лекциях и в интервью. Нетрудно развенчать те сказки, которые он рассказывает о новых религиозных движениях. И нельзя обмануться «овечьей шкурой» этого заокеанского защитника России.

Недоучившийся студент-филолог одного из московских педагогических вузов, Саша Дворкин вдруг решил изучать русский язык и литературу… за океаном, и к тому же во второразрядном университете. Для этого ему пришлось срочно жениться на американке и таким неоригинальным способом воплотить в реальность свою страстную мечту – стать гражданином США.

Но вот незадача: профессия преподавателя русского языка и литературы почему-то перестала интересовать «молодого специалиста» Дворкина. Теперь он решил заняться изучением образа мыслей и поступков царя Ивана Грозного, и даже написал на эту тему диссертацию. На этом Дворкин и завершил «курс наук», о котором он говорит и пишет исключительно в превосходной степени.

Он, например, величает себя «профессором», прекрасно зная о том, что обладатель такого высокого звания должен иметь аттестат установленного образца.

Но это только доверчивым россиянам можно пускать пыль в глаза, рядясь в тогу профессора-«сектоведа». В США же такие шалости всерьез никем не воспринимаются. Там стать профессором ой как непросто! А грамотешка у «нового американца» на поверку оказалась настолько слабой, что в Америке он оказался никому не нужным. И, вероятно, в поисках заработка Дворкин устраивается на радиостанцию «Свобода» громить порядки и нравы покинутой страны, а заодно осваивать ремесло клеветника и провокатора.

В начале 90-х сей профессиональный «разоблачитель» объявляется в России.

Видимо, Дворкин понимал, что и преподавание русского языка и литературы, и исследование религиозных взглядов русских царей не сулят ему ни больших денег, ни тем более славы. И, немного осмотревшись, он приходит к выводу: ремесло клеветника и провокатора – это как раз то, что оптимально соответствует уровню его образования, моральным качеством, а главное – позволит иметь приличный заработок и быть всегда на виду.

В качестве объекта своих провокаций Дворкин избирает новые религиозные объединения и наделяет их терминами-страшилками: «секты» и «культы», а для усиления страха помещает перед ними эпитеты «деструктивные», и «тоталитарные». В деятельности таких религиозных объединений Дворкин видит главное зло, не дающее россиянам спокойно работать, воспитывать детей, учиться и отдыхать. Поскольку Дворкин провозглашает себя творцом термина «тоталитарная секта», то он самолично и определяет какие религиозные организации считать «деструктивными» и «тоталитарными», занося в этот тип «зловредных групп» десятки религиозных объединений.

Его нисколько не смущает, что многие из заклейменных им как «тоталитарные секты и культы», зарегистрированы органами юстиции и даже имеют статус централизованных религиозных организаций.

Творческое воображение Александра Леонидовича безгранично. Однако, и для сочинения триллеров (а именно к этому жанру следует относить антирелигиозные сочинения Дворкина) необходимо образование. Его же образовательный уровень, по свидетельству декана факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурского, оказался недостаточным для чтения лекций студентам, а книга «Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования» подвергся жесткой критике экспертов.

Его речь изобилует ляпами, бесхитростными пропагандистскими подтасовками («толерантность» – «терпимость» – «дома терпимости») и попытками «уличить» иноверцев при помощи странного подобия логики («Крест профессора Дворкина», Александр Дворкин. Избранные высказывания, «Секта Дворкина»).

Школа пропаганды, пройденная Дворкиным на радио «Свобода» и обучения в «Диалог-центре», проявляется в стиле ведения той войны, что вот уже более 15-ти лет Александр Леонидович ведет против российских «сектантов». Придумать новые термины с отталкивающим звучанием, дать им произвольное определение и затем, заклеймив ими врагов-инаковерующих, неустанно повторять их везде, кстати и некстати, – так работали друг против друга советские и западные средства пропаганды во время холодной войны. Так работает Александр Дворкин (Игорь Кантеров «Деструктивные», «тоталитарные»…и далее везде, Сергей Фирсов «Тоталитаризм или деструкция?».). А те, кто не согласен с его позицией – тоже все сектанты, хоть и считают себя православными христианами (Дворкин отвечает на вопросы, зачитывает одну из записок.).

Примечательно, что свой главный козырь – бездоказательный тезис о психическом вреде, который якобы наносят гражданам новые религиозные движения, – Дворкин позаимствовал у корифеев советской карательной психиатрии Полищука и Кондратьева, став, таким образом, достойным продолжателем традиции прокоммунистического тоталитаризма.

Не следует считать, что А. Дворкин – это некий «самородок», чей антирелигиозный гений раскрылся в 1990-ых годах в России. На самом деле, Дворкин начал свою исполненную ненависти деятельность против религиозных движений в Москве в мае 1994 года, после своего «обучения» в имеющем дурную репутацию «Диалог-Центре» в Дании. По названию этой организации можно было бы предположить, что ее роль – это развитие диалога между различными вероисповеданиями. Но истина оказывается совсем другой.

Большинство людей, знакомых с этой организацией, склонны считать ее «Монолог-Центром» по причине хорошо известного нежелания ее бывшего директора Йоханнеса Огорда вступать в диалог. При этом сознательно распускаются ложные и фанатические заявления о других религиях и даже применяются насильственные действия против их членов.

Огорд был, к примеру, объявлен персоной нон грата и ему было отказано во въезде в Индию из-за его репутации человека, раздувающего религиозную нетерпимость и ненависть.

Г-н Дворкин, по-видимому, хорошо усвоил принцип диалога-без-диалога. Первое, что он сделал после возвращения в Москву, была организация закрытого семинара. Каждому, кто мог бы не согласиться с идеями этого семинара, просто запрещали войти. Одним из докладчиков был, конечно, Йоханнес Огорд.

Но у г-на Дворкина есть и другие «друзья», например, ищущий славы психолог Евгений Волков, переведший книгу по депрограммированию Стивена Хассена («Освобождение от психического насилия»), в которой, кстати, упоминается одиозная организация «САN» (Выступление Е.Н.Волкова).

Дворкин упорно отрицает причастность к «CAN». Однако в последнем издании своей книги Дворкин весьма благосклонно отзывается о методе депрограммирования, что практиковался в «САN», и даже пытается его оправдывать:

«Но если есть программирование, появилось и депрограммирование, под которым часто подразумевалось насильственное похищение сектанта (если не удавалось вырвать жертву их сектантской среды иным способом) и удерживание в изолированном месте, где его в течение долгих дней или даже недель пытались переубедить специалисты-психологи и бывшие члены сект /…/ Иной раз гнев на похитивших его людей лишь ожесточал сектанта, его сопротивление от этого возрастало, и ему удавалось сбежать. /…/ В общем, метод «клин клином вышибает» оказался в данном случае совсем не подходящим. Но вряд ли человек, имеющий сердце и совесть, станет осуждать родителей, от отчаяния прибегнувших к депрограммированию…».

Г-н Дворкин также имеет единомышленника и союзника в Германии – пастора Томаса Гандоу, который также был вовлечен в попытки депрограммирования («Наш ответ Керзону» Борис Фаликов).

Андреа Клама, испытавшая методы Гандоу на себе, была схвачена двумя незнакомцами в своем доме и отвезена к Гандоу. Они отказались сообщить ей, куда они едут и не позволили выйти из машины. В офисе Гандоу ей угрожали заключением в психиатрическую больницу, сказали, что ее дочь «может исчезнуть», сделали другие предупреждения, чтобы она согласилась «сотрудничать» (Заявление под присягой). Клама была в то время беременна и под давлением согласилась подписать письмо, говорящее, что она хочет покинуть свою религию. Ее заставили добавить, что письмо было подписано «по моей собственной воле». От инцидента она получила такой стресс, что через три недели потеряла своего ребенка.

Некогда пастору Гандоу даже удалось попасть на парламентское слушание Федерального Собрания РФ по религиям. Он злобно нападал на новые религиозные движения, обвиняя их в «преступности», но не смог предоставить, тем не менее, никаких документальных доказательств.

Собственная страна Гандоу, Германия, известна ростом неонацистского движения после объединения и раздирается на части из-за антирелигиозных настроений, широко распространяемых фанатиками, подобными Гандоу. Сейчас Александр Дворкин пытается вовлечь Россию в тот же ад, призывая к борьбе с любыми людьми, которые имеют другую веру – пусть даже они не нарушают закон и являются честными, трудолюбивыми гражданами.

Мы знаем, к чему это привело Германию в 1930-х, когда миллионы евреев были убиты в концентрационных лагерях. И мы знаем, почему ООН снова критикует германское правительство за нарушение прав человека в 1990-х годах.

«Германия для немцев» – лозунг нацистов и неонацистов. «Святая Русь для традиционных религий» – вторят эхом русские фундаменталисты, как бы допевая вторую строку той же самой безумной песни.

Еще один «друг» Дворкина – вероотступник Джеральд Армстронг, бывший некоторое время прихожанином Церкви Саентологии и даже штатным сотрудником саентологической организации. За клеветнические нападки на церковь Армстронг неоднократно подвергался судебному преследованию, и в настоящий момент находится в розыске за неисполнение обязательств, наложенных на него судом (Приказ суда от 20 февраля 1998, Приказ суда об аресте Армстронга). Ни он, ни Дворкин нисколько не стыдятся и не скрывают статуса Армстронга, Дворкин использует этого преступника как некую «жертву», еще больше марая свою и без того небезупречную репутацию.

Еще одна «звезда» компании Дворкина – бывший французский министр Ален Вивьен, крестный отец французского закона о религиозных организациях, вопиюще нарушающего европейские и международные нормы прав человека. К настоящему моменту он с позором снят с поста министра за вопиющие злоупотребления служебным положением. Несмотря на это, Дворкин продолжает рекламировать Францию как некий образец государственно-религиозных отношений и ставить в пример антирелигиозную комиссию, которую возглавлял Вивьен.

Но, кроме зарубежных друзей, у него есть и соратники на родине. Например, некто Дмитрий Смирнов, открыто подстрекающий верующих к экстремистским и насильственным методам борьбы с новыми религиозными движениями (Выступление Дмитрия Смирнова на Международной конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века» 23-25 апреля 2001 г.), а также ветеран карательной психиатрии советского времени, а ныне — обличитель «преступных нравов» православной церкви и защитник полковника Буданова Федор Кондратьев (Выступление Кондратьева Ф.В. на Международной конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века» 23-25 апреля 2001 г., Яков Кротов, Дневник литератора, Александр Подрабинек. Статья. Психиатры лечат память.).

Теплая встреча всех этих активистов антирелигиозного движения произошла в 2001 году в Нижнем Новгороде. Они всячески демонстрировали свои теплые отношения, трогательно радовались встрече и цитировали друг друга в своих выступлениях.

Посеянные Дворкиным зерна ненависти дают свои отвратительные плоды: в Екатеринбурге активный последователь Дворкина, православный священник Владимир Зайцев спровоцировал акт вандализма против церкви «Любовь Христа», а оскорбления, которые приходится выслушивать представителям новых религиозных движений от особо рьяных «сектоборцев» уже стали притчей во языцех. Так уничтожаются ценные традиции доброжелательности и веротерпимости, присущие простым россиянам. Так культура человеческих взаимоотношений низводится до антисоциального и антихристианского принципа «человек человеку волк».

Ущерб, наносимый антирелигиозной, исполненной ненависти и нетерпимости, деятельностью Дворкина, очевиден. Вред причинен моральным и правовым устоям общества, его лучшим традициям. Разрушается духовность России, – то, что называется душой русского народа.

*) Американская «Сеть по Распознаванию Культов» или «CAN» (Cult Awareness Network). В США CAN более не существует. Закрытие этой группы – ожесточенного сеятеля ненависти в обществе – последовало за серией обвинений ее членов в преступлениях. Решение суда о компенсации ущерба привело ее к банкротству.

Например, в 2000 году американский суд признал CAN и нескольких отдельных агентов CAN виновными в похищении людей и в нападении, которое суд описал, как «настолько отвратительное по своему характеру и настолько ошеломляющее по своей степени, что оно выходит за все возможные границы приличий, является зверским и совершенно неприемлемым в цивилизованном обществе».

Жертвой CAN в этом случае был Джейсон Скотт. Он был и по-прежнему является христианином. CAN заклеймила его церковь как «культ» и решила, что он должен быть «спасен» путем насильственного похищения. Агентом CAN, выбранным для этой «работы» был Рикк Росс, чье криминальное прошлое включает осуждение за крупную кражу ювелирных изделий на 100.000 долларов из магазина г.Финикса, штат Аризона. Тюремный психиатр поставил Россу диагноз – «социопатические наклонности».

Росс и его сообщники после похищения Скотта держали его в заключении 5 дней, на протяжении которых они пытались заставить его отречься от своей христианской веры. Суд г.Сиэттла был настолько возмущен насильственными действиями CAN, что наложил штраф на Росса и CAN в размере почти 5 миллионов долларов.

Тоталитарная секта или деструктивный культ — авторитарная секта, использующая комплекс специальных психологических приемов (контроль сознания) с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения, для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена. Стремление лидеров секты к власти над своими последователями и к их эксплуатации тщательно скрывается под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Термин «тоталитарная секта» был впервые использован А.Л. Дворкиным в 1993 году.

Признаки тоталитарной секты

Наборы признаков тоталитарных сект варьируются в каждом конкретном случае. К характерным признакам можно отнести:

  • психологическое давление — когда новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание подвергается интенсивному воздействию, называемому зачастую программированием сознания. В ряде сект для этого выстраивается целая система религиозного маркетинга;
  • двойное учение — одно для рекламы своей секты, а другое для внутреннего пользования;
  • иерархия — человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте;
  • непогрешимость секты и ее основателя — секта всегда претендует на то, что это высшая истина, в противовес всем остальным;
  • элитарность — мысль о том, что они — единственно спасенные люди, что все окружающие — люди «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты;
  • контроль жизнедеятельности — адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. В отдельных сектах стремятся к полному контролю, включая интимную жизнь адептов.

Симптомы человека, вовлеченного в секту

  • изменение поведения, манеры одеваться, словарного состава, интересов;
  • повторяющиеся и непривычные цитирования;
  • заученные речи или впечатление проигрываемой пластинки;
  • падение интереса к семье, друзьям, к профессии или школе, к развлечениям;
  • рост числа встреч в неделю (и собраний);
  • путешествия по стране и за границу;
  • много телефонных звонков;
  • большое количество писем;
  • длительное чтение или медитация;
  • режим питания;
  • монотонный голос;
  • агрессивность или безразличие;
  • замкнутость или экзальтация ради нового дела;
  • значительные денежные траты: займы в банке, сборы у родственников, друзей.

Листовка правительства ФРГ

Правительство ФРГ в листовке, которая раздается школьникам, выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект :

  1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твой новые друзья говорят: — Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр”.
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Твоя группа — это элита.

    Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете группой или не позволяет ей спасать себя.

  10. Ты должен немедленно стать членом группы.
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
  15. Очень сложно остаться од ному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит до виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Листовка заканчивается предупреждением: “Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!”

> Антисектантские организации и центры помощи жертвам тоталитарных сект

См. также сектантство.

Использованные материалы

  1. Александр Леонидович Дворкин. «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». Издание 3-е, переработанное и дополненное. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород. 2002. Раздел первый. Введение в сектоведение

Цитируется по 1. Раздел 1, гл. 3, часть 2

«Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во всё остальное».

Г.К. Честертон, английский писатель.

«Если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию».

Л.Р. Хаббард, создатель сайентологического культа, заработавший на этом много денег.

Годы безверия и материализма в России обернулись для неё духовным вакуумом, который необходимо должен был заполниться, т.к. для человека естественно во что-нибудь верить, иногда даже и не так уж важно, во что — в светлое будущее или в сглазы и порчи, в Бога или карму. И там, где нет подлинной духовности, возникает её подмена. Поэтому слишком часто, желая напиться ключевой воды, не разобравшись, человек вместо родника припадает к канализационной трубе.

В условиях современной рыночной экономики рынок воцарился во многих областях нашей жизни, в том числе, увы, и в религиозной. И вот на нашем «рынке духовности» несколько лет назад появилась новинка — движение, как сами они себя называют, почитателей «сибирской отшельницы-ведуньи Анастасии». Оно возникло после появления серии книг «духовного предпринимателя» Владимира Пузакова, избравшего себе псевдоним «Мегре» (как утверждает сам Пузаков, Мегре — чисто белорусская фамилия). Участники международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», проходившей 23-25 апреля 2001 г. в Нижнем Новгороде, относили культ Анастасии к разряду сект движения «Нью-Эйдж» («New Age» -англ., переводится как «Новый век» или «Новая эра») и в кулуарных беседах называли его «практическим руководством для желающих сойти с ума».

«Нью-Эйдж» — это довольно обширное неоязыческое движение, претендующее быть новой религией 3-го тысячелетия и представляющее собой конгломерат различных спиритических и оккультных сект (в том числе и тоталитарных). По мнению ньюэд-жеров, сейчас заканчивается эра Рыб. Рыба — это знак христианства. Соответственно, с окончанием эры Рыб закончится век христианства и наступит новая эра — эра Водолея, которая также должна принести человечеству и новую религию, способную объединить человечество, обеспечить его гармонию с природой и создать царство абсолютного счастья. Но для построения «Новой эры» необходимо разрушить остатки «старого мира». Отсюда во многих ньюэй-джеровских культах возникает расистское учение о создании высшей расы сверхлюдей, так называемой 6-ой расы человечества (мы сейчас являемся 5-ой). Представители этой лиги супер-мэнов могут левитировать (летать), телепартироваться с места на место, обладать ясновидением, яснослышанием и ещё многими другими способностями, не свойственными нормальному человеку. Некоторые секты пытаются запугать народ посланиями о скором наступлении конца света. Последнее такое послание «дорогим землянам» получено «по телепатическому каналу связи с Высшим Космическим разумом» аж от самого Иисуса Христа, который теперь почему-то называется «Санандой». На этот раз наш конец назначен на 31 июля 2003г. и связан он с «квантовым переходом земной цивилизации» с 3-го на 4-е измерение (тут явное противоречие словам Христа, сказанным в Евангелии: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Мк. 13:32). Эпидемию атипичной пневмонии анонимные авторы этих листовок связывают как раз-таки с приближением «установления 4-го измерения на планете». Подобные листовки, наполненные каким-то религиозным бредом, распространяются сейчас в нашем городе. Подвергать критике их содержание, не имеющее элементарного здравого смысла и логики, равносильно попытке понять бред сумасшедшего. По своей сути, «Новая Эра» является неоязыческим, оккультным, антихристианским, сатанинским движением разрушительного характера. Но вернёмся к «Анастасии».

В «Провинциальной хронике» №20 за 13-19 мая 2003 г. уже писалось краткое содержание книг, посвященных Анастасии. В 1994 г., во время экспедиции по Оби В. Мегре (что, несомненно, более благозвучнее, чем Пузаков) встречается с двумя старцами 199 и 93 лет, которые убеждают его в необыкновенных целебных свойствах кедра. Оказывается, в течение 500 лет кедр впитывает в себя «светлую энергию» из Космоса и потом, в течение 3 лет, он «звенит». В это время кедр обладает целебными свойствами, и его необходимо распиливать на мелкие кусочки и носить их на груди на верёвочке, периодически потирая пальцами. Этим самым Человек может гарантировать себе исцеление от всех болезней, даже от СПИДа. Вид одного такого кусочка на груди старика поразил Мегре больше, чем посещение Третьяковской галереи. Звенящий кедр — явление очень редкое и появляется он в течение 2-3 стволов в тысячу лет. Мегре всё это западает в душу. Он начинает читать Библию и обнаруживает там намёки на то, что кедр — самое целебное, просто спасительное дерево. Однако контекст приводимых Мегре мест говорит не в пользу чудодейственных свойств сибирского кедра. При постройке иерусалимского храма, например, (Царств. 6 и 7 гл.) ливанский кедр, а именно о нём идёт речь в Библии, использовался для облицовки стен лишь потому, что имеет красноватый оттенок и при своей прочности и долговечности легко поддается обработке. Предпринимателя не смутила такая «мелочь», что ливанский кедр из семейства кедров не имеет никакого отношения к кедру сибирскому. Это два разных дерева, и сибирский кедр относится к семейству сосен. Рекламируя в своих брошюрах кедр, автор приводит в качестве примера биографии Григория Распутина и известного борца Александра Карелина, которые, по мнению Мегре, своим физическим здоровьем обязаны кедрам, среди которых выросли. Спустя год, Мегре возвращается на это место и встречает женщину в калошах. Это и есть главная героиня всех его последующих романов — Анастасия. Она уводит Мегре в тайгу, чтобы показать ему «звенящий кедр». С этого эпизода и начинается его первая книга «Анастасия», и сразу определяются главные объекты почитания зарождающегося культа — главная героиня и кедр. С обложки на нас смотрит созданное при помощи фотомонтажа лицо голубоглазой блондинки. Живёт Анастасия, «потомок друидов», в лесу, питается орехами и грибами (которые ей приносят добрые белки) и ходит в 40-градусный мороз нагишом. Не имея родителей, которые в раннем возрасте Анастасии погибли, спасая Землю, она воспитывается своими дедом и прадедом (это и есть те два старца, которые поведали Мегре о кедрах), а также доброжелательными зверушками, которые очень любят Анастасию и готовы выполнить любую её просьбу. Она также может общаться и с «высшим разумом», являющимся ей в виде светящегося шара.

Основные занятия лесной «отшельницы-ведуньи» — размышление о судьбах человеческих, корректировка настоящего и будущего, а предназначение её в том, чтобы объяснять людям пагубность технократического пути развития и «указать путь к первоистокам». Ещё Анастасия очень любит помогать дачникам при помощи своего невидимого «лучика». Также с его помощью она может знать и видеть всё, что происходит в любой точке планеты и во всей Вселенной, может телепартироваться в разные места Земли, а также и на другие планеты. В 1992 г. Анастасии якобы даже удалось (не без помощи дачников России) предотвратить конец света. А как-то она проникла на другую планету, вступила в битву со злобными инопланетянами и, победив, предотвратила их нашествие на Землю. В честь великих дачников Мегре предлагает основать праздник «день дачника и всей Земли», и днём этим будет 23 июля. Дата выбрана не случайно, это день рождения Мегре.

За то время, пока Мегре гостил у Анастасии, она «открывала» ему, ничтожному, тайны мироздания (кстати, его глупость и непонятливость намеренно подчёркивается на протяжении всего повествования, чтобы чётче высветить «глубокий разум» героини, которая нигде не училась, но посредством своих «лучиков» знает всё) и ещё успела зачать от него ребёнка. Пузаков-Мегре, при наличии законной жены и дочери, вступает в связь с «лесной ведуньей». Анастасия, естественно, беременеет и впоследствии рождает сына. В чём заключается миссия «мегретенка», не совсем понятно, но ясно одно, что из него вырастет сверхчеловек (видимо, представитель той самой 6 расы), по сравнению с которым отец будет казаться «недоразвитым существом» и «недоумком». В некоторых книгах Мегре кощунственно сравнивает Анастасию с Богородицей. А в 3 томе читатель найдет такое «откровение»: «Христа родить лишь та способна мать, которая поверит, что Христос у неё родится, и, если отношение родителей к младенцу будет как к Христу или Мухаммеду, последует за мыслью и младенец» (см.: «Пространство любви», 1998 г., стр. 140). Вообще все подобные «богословствования», которые можно обнаружить в книгах Мегре, показывают его крайнюю неосведомленность и дилетантство в области религиоведения.

Но главная проблема, где взять несуществующую Анастасию. Пока непритязательные «анастасийцы» не слишком надоедают предпринимателю с просьбами предъявить объект своего почитания. Тавтологического девиза Анастасии «существую для тех, для кого существую» (т.е. верьте те, кому это надо) недостаточно. Но тут у Мегре есть отходной вариант: один из дедушек Анастасии (да и сама она тоже) говорил, что все из рода «просветленных» умирали рано, зачастую геройски погибая при трагических обстоятельствах. Это позволяет при дальнейшем развитии сюжета умертвить главную героиню, ну, например, во время очередной битвы с инопланетянами.

В 1995 г. Мегре посещает заброшенный черноморский курорт Геленджик, где ему приходит в голову очередная гениальная идея: он придумывает легенду о дольменах и связывает её с «Анастасией». Дольмены — это каменные шалаши, разбросанные по всей территории Адыгеи, служившие, по-видимому, в древности гробницами. По Мегре, в дольменах добровольно и заживо погребались древние мудрецы, жившие десятки тысяч лет назад (хотя официально наука не датирует эти каменные «камеры» ранее 2-3 тыс. лет до н.э.). Эти самые мудрецы — родственники Анастасии, а в одном из дольменов живёт сейчас дух её некогда погребенной там праматери.

Быстро найдя общий язык с городскими властями Геленджика, Мегре развивает в этих краях туристический бизнес: организовываются паломничества к дольменам, незамедлительно появляются гиды-экстрасенсы. Продажа кедровых кругляшей (по 50 руб. за штуку) и кедрового масла (200 руб. за небольшой флакончик, что намного больше их себестоимости), приготовленного «особым ритуальным способом», также принесла немалые деньги (цены на 2001 г.). Вместе с тем увеличиваются тиражи книг об Анастасии, пишутся новые. И дело пошло.

Со временем стали появляться пиратские копии произведений Мегре. Тогда находчивый предприниматель снабдил выпускаемые им книги специальным, тисненным золотой фольгой, знаком на обложке, который, якобы, несёт в себе положительную энергию Анастасии и благотворно воздействует на читателя.

В последних своих произведениях Мегре даёт советы по спасению России.

За то, что наша страна всё ещё существует, мы опять-таки должны быть благодарны дачникам, которые «общаясь» на своих участках с растениями, помогают Анастасии охранять Россию. Развивая теорию о дачниках, Мегре предлагает бесплатно выделить всем желающим гражданам земельные участки площадью в 1 га в наследственное пользование для занятия земледелием и строительством. Причем 1/3 участка предлагается засадить кедрами, а в особом месте высадить родовой кедр, под которым должны происходить самые важные дела в семейной жизни — как-то: зачатие, роды и прочее.

Существует Фонд культуры и поддержки творчества «Анастасия» в г. Владимире, общероссийское политическое общество землепользователей «Сотворение». Есть центры в разных городах России, в том числе и в Нижнем Новгороде. В г. Бор «анастасийцев» имеется в собственности земельный надел. Часто они прикрываются различными экологическими организациями. По информации антисектантского консультативного центра им. Иллариона Троицкого в Нижнем Новгороде, в нашей области они прикрываются такими экологическими организациями, как «Светлояр» и «Китяж».

Помимо книг об Анастасии, Мегре издает сборники с ужасными бездарными стишками новоявленной тематики. Особым почетом среди «анастасийцев» пользуются барды, которые, прославляя «Анастасиюшку», звенят своими струнами «подобно кедрам». Вообще же любопытно отметить, что Мегре сделал отличный выбор потенциальных адептов: в нашей стране буквально каждый «бюджетник» копается в огороде, чуть ли не каждый старшеклассник пощипывает гитарные струны…

Книги Мегре пестрят целым набором околонаучных и псевдорелигиозных терминов («биополе», «энергоинформационный обмен», «светлое излучение») и представляют собой дикий, полуграмотный синтез доморощенной эзотерики и элементов неоязычества. Причем элементарно образованному человеку очевидна явная поверхностность автора и в том, и в другом. На страницах произведений Мегре вполне мирно уживаются мифический православный иеромонах несуществующего скита известного монастыря и злобные инопланетяне, Иисус Христос и Шамбала, мутанты-собаки и светящийся шар, защищающий Анастасию. Чтобы подчеркнуть «присутствие духа Анастасии», предприниматель большую часть текста пишет, так сказать, белым стихом, что вкупе со всевозможными орфографическими и стилистическими примитивными ошибками производит на грамотного читателя самое гнетущее впечатление.

Вообще же при чтении книг В. Мегре создается впечатление, что вследствие каких-то причин у автора имеется комплекс неполноценности. Может быть, не хватало человеку женской ласки и чистой любви. Не получив этого в жизни, Мегре получает это на страницах своих книг. Анастасия, сверхсущество, идеал женщины, влюбляется именно в него, именно его считает своим «настоящим мужчиной», только от него хочет иметь ребёнка, неоднократно рискует ради него жизнью. Дедушка Анастасии, как-то разоткровенничавшись, сказал, что через любовь его внучки «тысячи женщин пылающими взорами любви будут смотреть на тебя» (в смысле на Мегре). Может быть, очень хотелось человеку иметь сына, но не получилось этого в жизни. Ну и что? Зато ведь в книге у Мегре есть сын, да ещё какой, ни у кого такого нет. Создается впечатление, что Мегре просто выдумал эту историю, но ему вдруг поверили.

По самым скромным меркам, анастасийцев в России насчитывается около 50000 (информация на 2002 г., сейчас, надо предполагать, их число увеличилось). Это ещё раз подтверждает факт вопиющей духовной неспособности многих наших соотечественников, которые пребывают в поисках чего-нибудь «духовного», но в то же время простенького. Поражает сам факт наличия такой детской доверчивости в нашем народе. По данным антисектантского центра им. Иллариона Троицкого (Н. Новгород), эта секта сейчас стала приобретать тоталитарные тенденции, что никак не может повлиять на улучшение духовно-нравственной атмосферы в нашем обществе.

В книгах Мегре можно встретить довольно много казусов, ляпов, ошибок и порой просто непредставляемых фантазий. Говорить и опровергать их не имеет смысла, т.к. нормальный, трезвомыслящий человек, не утративший ещё способности думать, поймет, что всё, что написано в книгах Мегре, есть не что иное, как плод его чрезмерно богатого воображения.

Есть надежда, что взвешенное критическое отношение к этому новому культу остановит тех наших «невоцерковленных верующих», кто ещё не успел сменить нательный крестик на кедровую щепку.

Алексей ЕРЁМИН, инспектор
Выксунского духовного училища.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *