9 вселенский собор

9 вселенский собор

Св. Иоанн (Максимович). Как святая православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь
Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского
Житие преп. Максима Исповедника
Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского
Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина

Правила Святой Православной Церкви

Правила святых Апостолов с толкованиями священноисповедника Никодима (Милаша)

Святитель Лев Великий. Окружное или соборное послание, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия)

Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам (1848 г.)
Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.)
Преподобный Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви (против католиков)
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе
Святитель Игнатий (Брянчанинов). О невозможности спасения иноверцев и еретиков
Св. Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам:

О самообольщении. — Критика «Подражания Христу» Ф. Кемпийского
О невозможности спасения иноверцев и еретиков
Об учении отцов Восточной Церкви и истинном пути ко спасению
Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений
Святые отцы о католицизме
Католицизм — Алфавит духовный
Иван Ильин. О Православии и католичестве

Иерей Георгий Максимов. Православие и протестантизм: в чем разница?

Преп. Максим Исповедник. Диспут с Пирром

Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни:

Католицизм
Лютеранство Епископ Александр (Милеант). О веселом празднике тыквы Halloween
Ересь отлучает от Бога
Протоиерей Владислав Цыпин. Присоединение инославных. К вопросу о границах Церкви
Священномученик Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви
Священномученик Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства
Сектанство. — Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Прот. Петр Перекрестов. Можно ли молиться вместе с католиками?
Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего
Архимандрит Серафим (Алексиев), архимандрит Сергий (Язаджиев). Почему православному христианину нельзя быть экуменистом
Отлучение Льва Толстого от Православной Церкви. — Профессор И. М. Андреевский. Православно-христианское нравственное богословие
Иерей Георгий Максимов. Вне Церкви нет спасения
Иерей Георгий Максимов. Вечны ли адские муки?
Преп. Иустин (Попович). Записки об экуменизме
О сектантской милостыне. — Св. Николай Сербский. Миссионерские письма
Иерей Георгий Максимов. Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма
Анафема. — Алфавит духовный
Иерей Георгий Максимов. Точка падения
Иерей Георгий Максимов. Точка падения: ответы на вопросы читателей
Св. Иоанн Златоуст. Против еретиков
Св. Иоанн Златоуст. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков
Архимандрит Рафаил (Карелин). Существует ли «частичная благодать».

– Из кн.: Тайна спасения. Беседы о духовной жизни
Иконопочитание. — Алфавит духовный
Н. Т. Энеева. Спор о софиологии в русском зарубежье
Святитель Иоанн (Максимович). Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли
О новых течениях в русской философско-богословской мысли, с точки зрения догматов православной христианской веры. — Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии-Премудрости Божией
Определение Синода Московской Патриархии об учении протоиерея С.Н. Булгакова
Указ Московской Патриархии Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию

Священник Михаил Новиков. О «снятии» клятв со «старообрядцев»

Пятый Вселенский собор

Греческий текст актов V Вселенского собора не сохранился, и они известны лишь в сделанном, вероятно, еще для Вигилия латинском переводе. Перевод имеется в рукописях в двух видах: в полном и с некоторыми пропусками (неудобных для папы мест) (Edit Surii, 1567 – сокращенно Labbe, Balurenenum).

Собор открылся 5 мая, в помещении при епископской церкви (Secretarium) и имел до 2 июня 8 заседаний. Председательствовал Евтихий Константинопольский; присутствовали Аполлинарий Александрийский, Домнин Антиохийский, Феодор Аскида, Евстахий Иерусалимский; Илия Фессалоникийский и Примасий Карфагенский имели заместителей. Всех епископов на первом заседании было 151 (6 африканских), на последнем – 164 (8 африканских). Программа занятий с подробностью намечалась в послании императора собору, прочитанном при его открытии; излагая историю вопроса о «главах» и заявляя о своей верности учению четырех соборов и св. отцев, император просил рассмотреть сочинения Феодора Мопсуэстийского и его Символ, писания против него отцев, императорские законы, сведения о нем историков, а также обсудить вопрос о возможности осуждения еретиков после их смерти, затем рассмотреть сочинения Феодорита, направленные против Ефесского собора и Кирилла и в защиту Феодора и Нестория, наконец, сличить письмо Ивы с халкидонским вероисповеданием для опровержения того мнения, будто бы собор принял содержащееся в письме учение.

На первом заседании (5 мая), кроме этого послания Юстиниана, прочитаны были еще краткие послания Евтихия и Вигилия и отправлено к Вигилию торжественное посольство из 20–ти человек, с тремя патриархами во главе, для приглашения его на собор. Папа ссылался на телесную немощь и обещал дать ответ на другой день. На втором заседании (8 мая) сообщено было о результатах второго посещения папы теми же епископами 6 мая. Папа заявил им, что с ним очень мало западных епископов и потому он не может быть на соборе, а даст письменное решение дела, для чего он и просил у императора отсрочки. Представители собора отвечали ему, что прежде сам же он в письме к Евтихию выражал согласие явиться на собор, что и на бывших раньше Вселенских соборах западных епископов и клириков всегда было очень мало, что если он не придет, то решение составится и без него. По желанию императора 7 мая снова отправилась депутация к папе из двух сановников и 12–ти епископов, которая также доложила собору о своих рассуждениях с ним.

Так как из бывших в Константинополе западных епископов один африканский и три иллирийских тоже не явились на собор, то было послано и к ним посольство. Первый – Примасий (из Бизацены) отказался быть на соборе, так как на нем не председательствует папа; собор отложил постановление о нем до дальнейшего времени. Иллирийские епископы просили лишь дать им время переговорить со своим архиепископом Бененатом. На третьем заседании (9 мая) заявлено было отцами в их исповедании согласие с четырьмя Вселенскими соборами и прежними учителями Церкви.

Вопросу о «трех главах» посвящены были следующие три заседания(12,17 и 19 мая). На основании указанных в послании императора и прочитанных теперь данных Феодор был признан еретиком, заслуживающим анафемы; цитатами из отцев (блаж. Августин о Цецилиане Каре: «Мы сами анафематствовали бы его уже по смерти, если бы он оказался предателем») и разными примерами (гностики, Евномий, Аполлинарий, антипапа Диоскор) подтверждена была возможность приговора и над неосужденными на соборах при жизни лицами уже после их смерти, в частности, прочитано было донесение поместного собора в Мопсуэстии от 440 г., производившего по повелению Юстиниана особое о том дознание, что имя Феодора давно уже исключено из диптихов Мопсуэстийской церкви и вместо него поставлено в них имя Кирилла Александрийского. Прочитаны были отрывки из «нечестиво написанных» сочинений Феодорита. Послание Ивы подвергнуто тщательному разбору и сличению с догматическими постановлениями III и IV Вселенских соборов и найдено «во всем противным» (per omnia contraria) Халкидонскому οροσ’у и подлежащим анафеме, хотя на Халкидонском соборе и были высказаны один – два голоса в его пользу лицами, которые, однако, тоже, подобно другим, приняли Иву лишь после анафематствования им Нестория (имеются в виду голоса папских легатов и Максима Антиохийского).

Прежде чем собор сделал окончательное постановление, Вигилий отправил к императору 25 мая составленный им Constitutum de tribus capitulis, датированный 14 мая и подписанный кроме Вигилия еще 16 епископами.

Ввиду присланных ему от императора выписок из сочинений Феодора он вполне признает еретический их характер и осуждает их, но он не соглашается осудить самого Феодора: прежде он не был осужден и теперь лучше предоставить его, как умершего, суду Божию. Осуждать какие – либо несторианские положения с именем Феодорита теперь излишне, так как Феодорит сам же отверг несторианство на Халкидонском соборе, и это было бы оскорбительно для памяти собора, потому что вело бы к предположению, что некоторые члены его (тот же Феодорит) держались на деле несторианских заблуждений, которые на словах отвергали. Против признания Ивы православными римскими легатами, а также Анатолием Константинопольским и Максимом Антиохийским, и именно – между прочим – на основании его письма, на Халкидонском соборе не возражали и другие епископы, да и на деле Ива одобряет в письме единение между восточными и Кириллом; не должно и в этом пункте отступать от сказанного халкидонскими отцами. Папа запрещает в заключение учить о «трех главах» иначе, чем предписывает он в этом документе, а если кем – либо уже сделано что – либо несогласное с этим, он отменяет это властью Апостольского престола.

Юстиниан даже не принял папского посла, с которым прислан был ему этот документ, и велел передать папе, что он приглашал его к совместному с другими епископами обсуждению вопроса, папа же хочет теперь давать особое письменное его решение; если написанное содержит осуждение «глав», то в таком документе император не имеет нужды, потому что у него уже есть не одно подобное заявление папы от прежнего времени; если же в новом писании папа отказывается от прежних заявлений, он осуждает этим самого себя. На 7–м заседании (26 мая) об этой попытке папы сообщил отцам посланный от императора квестор Константин и передал для прочтения ряд документов, показывающих, как относился папа прежде к вопросу о «главах» (письма к императору и императрице, послание к Рустику и к Севастиану с их низложением за непринятие judicatum’a, послания к епископам Валентиниану и Аврелиану, записка с клятвой Вигилия при возвращении ему judicatum’a и, сверх того, ввиду ссылки на Юстина, документ из времени царствования последнего, свидетельствующий о его несочувствии несторианству). Собор с похвалой отозвался о заботах императора об охранении православной веры. Квестор Константин предъявил еще записку императора об исключении Вигилия из диптихов, как защищающего мудрование Нестория и Феодора, сделавшегося чуждым веры. Собор согласился с этим, заявив о своем желании сохранить, несмотря на это, союз с Римом. На последнем, восьмом заседании (2 июня) прочитано было окончательное постановление собора (του μεγάλου Θεοϋ), с подробным его обоснованием. «Три главы» были анафематствованы; анафема объявлена и тем, кто защищает их нечестие именем св. отцев или Халкидонского собора. Истинное учение и осуждение учения еретиков (несториан и частью монофизитов) изложены при этом еще в виде 14 анафематизмов, сходных большей частью буквально с теми, какие находились уже во втором эдикте Юстиниана о «главах» (551 г.).

На Востоке решение собора было принято без особых протестов. На Западе с ним согласились далеко не сразу, и оно вызвало там долго остававшееся не устраненным разделение. Находившиеся в Константинополе противники собора, Рустик и Феликс, выступавшие с сочинениями против собора, а затем и Вигилий с некоторыми епископами и клириками подверглись ссылке в разные места. Но уже 8 декабря 553 г. Вигилий в письме к Евтихию признал свой протест против осуждения «глав» неосновательным и 23 февраля 554 г. повторил это признание в Constitutum de damnatione trium capitulorum, предназначенном, скорее всего, для западных епископов (в последнем документе осуждение письма Ивы он хотел оправдать, отвергнув его подлинность). Ему позволено было возвратиться в Рим (летом 554 г.), но дорогой он умер в Сицилии. Преемник его Пелагий (556–561), действовавший вместе с Вигилием в Константинополе, тоже оказался теперь сторонником V Вселенского собора. Но на Западе ему пришлось все время иметь дело с протестами против собора. Фронтипа Салонского в Западном Иллирике константинопольское правительство в 554–555 гг. сослало в Фиваиду и заменило новым епископом (вероятно, за ту записку в защиту «глав», которую опровергал в обширном трактате сам император). Африканские епископы только в 559 г. вступили в общение со своим примасом, Примасием Карфагенским, получившим некогда (550 г.) кафедру за согласие на осуждение «глав» и стоявшим на стороне собора. Некоторые епископы, однако (между ними Виктор Туннунский), предпочли и теперь принятию собора лишение кафедры и ссылку. В Северной Италии центрами особенно упорной и продолжительной оппозиции был Милан, в Истрии – Аквилея. Еретиком считали Пелагия и тосканские епископы; франкские также сомневались в его православии. Разделение продолжалось и после Юстиниана. Милан удалось привлечь к общению с Римом лишь Григорию Великому. В истории схизма существовала до конца VII в.

Мне неприятно делать это сообщение, я надеялся на иной результат, однако, ничего не поделаешь, приходится признать: они договорились…

«Определены даты проведения Всеправославного собора, который станет важным историческим событием для всего православного мира. Встреча предстоятелей всех 15-ти Поместных церквей пройдет на греческом острове Крит 19-26 июня, сообщил в четверг ТАСС пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. «Собор начнется в День Святой Троицы, 19 июня, и продлится в течение недели», — сообщил Волков.

Решение о времени и месте проведения Собора было принято на Собрании по его подготовке, которое проходило 22-27 января при участии предстоятелей православных церквей в Православном центре Константинопольского патриархата в деревне Шамбези близ Женевы (Швейцария). Именно предстоятель Константинопольской православной церкви, Вселенский патриарх Варфоломей I созывает Всеправославный собор. Историческое место проведения — Константинополь или нынешний Стамбул. Однако из-за осложнившейся геополитической ситуации готовящийся с перерывами 55 лет Всеправославный собор решено провести на Крите. Патриарх Кирилл, также принявший участие в Собрании, объяснил такое решение наличием подходящих условий на острове. «Там (на Крите — прим. ТАСС) наиболее благоприятные условия: там есть зал на 400 человек, есть место проживания, — сказал он журналистам по завершении поездки. — На Крите проходит очень много различного рода конференций, в том числе и богословских, международных. Мы хорошо знаем это место, и конечно, согласны с проведением этого Собора на Крите». Патриарх также отметил, что Крит находится в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Практическая работа по подготовке Всеправославного собора ведется с перерывами с сентября 1961 года. На предстоящий Всеправославный собор должны прибыть по 24 архиерея от каждой из православных церквей. Поместных или автокефальных православных церквей — независимых друг от друга, но связанных единым литургическим общением — в мире насчитывается 15: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия), Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Польская православные церкви, а также Церкви Чешских земель и Словакии и в Америке.

Из них крупнейшая — Русская Православная Церковь — объединяет не менее 50 млн человек.

Собравшиеся обсудят и примут важные для верующих и Церквей документы, регламентирующие различные аспекты религиозной жизни. В ближайшее время ожидается публикация проектов этих документов для всеобщего доступа и обсуждения. Так, станет известна точная повестка предстоящего Всеправославного собора.

Игумен Гурий (Чезлов) (1934-2001) говорил, что VIII Вселенский Собор будет уже не православный, на нем тайно будет присутствовать антихрист. В Св. Синоде будет всего три православных (архиерея), остальные будут встречать антихриста с распростертыми руками. (3)

Киевский иеромонах Анатолий (1957-2002): «Будет 8-ой Вселенский собор (конгломерат). Уже были попытки провести. Не собор святых, а «святой собор». Беззаконный». (4)

Греческий иеромонах старец Элпидий (Афонский): «Будут Синоды не святые, ибо иерархи, обольщенные сатаной, в ереси экуменизма замахнутся на Таинства. Но тогда… тогда будет молва идти от одного православного к другому, где служатся канонические литургии. Но это — тогда. Еще не сейчас. Еще многое произойдет». (15)

Иеромонах Нектарий (Тихонов, 1928) Оптинский на вопрос «Будет ли соединение Церквей?» — ответил: «Нет, это мог бы сделать только Вселенский Собор, но Собора больше не будет. Было 7 Соборов, как 7 Таинств, 7 Даров Святого Духа. Для нашего века полнота числа 7. Число будущего века 8. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности…» (1)

Архиепископ Феофан Полтавский (1873-1940): «О восьмом вселенском соборе я пока ничего не знаю. Могу сказать только словами святого Феодора Студита: «Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине». Истинно вселенский собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а оттого, будет ли он мудрствовать или учить «Православно». Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. – Знаменитый «разбойничий собор» был в свое время многочисленнее многих вселенских соборов, и тем не менее не был признан вселенским, а получил название «разбойничьего собора»!..» (9)

Иеросхимонах Кукша Одесский (Величко) (1875-1964): «Скоро будет экуменический Собор под названием «святой». Но это будет тот самый восьмой Собор, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты.

Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это.

Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *