7 заповедь божья

7 заповедь божья

Заключение. Вывод книги: согласно Библии, христианин — это человек, который желает жить по Слову Господа, старается соблюдать заповеди Божьи

Наверняка, дорогой читатель, прочитав эту книгу, Вы открыли для себя новые заповеди Божьи. Теперь Вы можете воплотить их в своей жизни… Либо можете остаться в сегодняшней ситуации и «закрыть уши» от голоса Духа Святого, как это часто делали верующие иудеи (см. Ис. 6:10, Мф. 13:15, Зах. 7:11,12, Иер. 5:21, Иез. 12:2). Решать только вам.

Но в заключение я хочу напомнить, что Бог Отец и Бог Сын очень часто говорили о необходимости соблюдения людьми заповедей. Несмотря на благость и человеколюбие Создателя, нельзя забывать о Его строгих предупреждениях, которые неоднократно звучат со страниц Ветхого и Нового Заветов. Сегодня очень многие верующие, называя себя христианами, почему-то не выполняют наказов Того, Чье имя они носят. Но как такое возможно? Если ты христианин, то делай так, как учил Христос! Нельзя приоритет слова Божьего принижать человеческими постановлениями:

«Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (1 Ин. 5:9).

«Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

«Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:25).

Иисус, наверное, изначально знал о предстоящем отступничестве от Его учения, поэтому предупреждал людей Своим Словом:

«Сказал Иисус к уверовавшим в Него …: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31).

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лук. 6:46).

«Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48).

Если же человек поступает вопреки словам Христа, но как велит его церковь, то тогда может логичнее ему именоваться не христианин, а, например, «такой-то (название конфессии) церквянин».

Давайте повторим, что же завещал Иисус Своим ученикам – христианам:

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди(действующий закон Божий. – Прим. авт.): не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:17-19).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:19,20)

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14).

«Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мар. 12:30).

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11:28).

«Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук. 16:31).

«Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:18,19).

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать ВСЁ, что Я повелел вам» (Мф. 28:19,20).

Итак, Иисус хотел, чтобы мы соблюдали ВСЁ, что Он заповедал нам. Дорогой читатель, проверьте – все ли из вышеперечисленных заповедей Христа Вы соблюдаете?

Апостолы во всем следовали за Иисусом, донося до верующих лишь то, что получили от Духа Святого, данного им Господом: «Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго» (1 Кор. 2:13, см. также Ин. 14:26, Деян. 1:8, Деян. 2:4, 1 Кор. 14:37, Гал. 1:11,12).

Не сразу, но десятилетиями и столетиями церковь понемногу уходила «от простоты во Христе» (2 Кор. 11:13), забывая важнейшие библейские истины, но все больше углубляясь в собственные доктрины. Напомним, что заблуждения начали проникать в христианство уже при апостолах. Поэтому Иоанн не раз призывал верующих вернуться к началу – учению Христа и заповедям Божьим, а Павел запрещал мудрствовать сверх написанного Божьими вестниками:

«Что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1 Ин. 2:24).

«Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Ин. 9).

«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5:3).

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4).

«Это, братия, приложил я … чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6).

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8,9).

Заканчивается Библия недвусмысленным предупреждением:

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город (Небесный Иерусалим – Прим. авт.) воротами» (Откр. 22:14).

Дорогой христианин, я призываю Вас далее в своей жизни с молитвой постоянно любое учение сверять со Священным Писанием, как призывал пророк Исаия: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20) и как это делали верующие из Верии: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11), анализировать себя и вникать в заповеди Божьи, к чему призывал апостол Павел: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей

Человечеству нужно начать жить по Божьим заповедям. Только тогда жизнь каждого человека изменится к лучшему…1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.
6. Не убий .
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Православный сайт «10 Заповедей» создан на основе толкования 10 Заповедей Закона Божьего православным священником Алексием Морозом для более глубокого понимания людьми как самого значения Заповедей, так и грехов, которыми нарушаются эти Заповеди. Люди сегодня настолько пропитаны грехом и ложной духовностью, что зачастую не в состоянии осознать всю полноту, которая изложена в 10 Заповедях Господних. Живя «как все», не совершая смертных грехов, многие считают себя чуть ли не праведниками, между тем, как нередко впадают в грех. Материалы данного сайта помогут глубже, с православной точки зрения, познать смысл 10 Заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай много веков назад…
Подобно тому, как существуют законы материального мира (которые также были установлены Господом) и нарушающий их подвергает свою жизнь опасности или даже риску смерти, точно так же существуют и законы духовного мира и противящийся им, обрекает себя на множество несчастий и на саму возможность духовной или физической гибели. Никому из живущих на земле не приходит в голову, например, возмущаться тем, что существует закон тяготения и человек, спрыгнувший с большой высоты, разбивается на смерть. Также понимают практически все, что не стоит полагать голову в огонь или пытаться дышать под водою. Те, кто руководствуются законами материального мира, спокойно и здраво живут на земле, а пытающиеся преступить возможности своего естества, погибают. В силу своего атеистического воспитания, современный человек, как правило, живет так, как будто духовный мир, просто не существует. Не стараясь познать законы невидимого мира и жить в соответствии с ними, люди часто жестоко расплачиваются за это. Между тем, законы духовного мира, сотворенного Богом, изложены в Евангелии и непосредственно содержатся в десяти заповедях, данных еще Моисею на горе Синай. На данном сайте на основании 10 заповедей Господних, дан не только наиболее полный перечень, встречающихся грехов, но и раскрыта их суть, указаны пути борьбы с ними. Сначала приводится заповедь Господня, потом указываются действия, считающиеся ее нарушением, затем раскрывается их греховная сущность.
Все комментарии и объяснения сущности заповедей и греха исходящего от их нарушений, основаны на святоотеческих писаниях и наставлениях.

Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40).
Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, — «Им мы живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28).
Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата ( т.е. ближнего) своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего , которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Иоан. 4:20).
Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истинную любовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.
Таким образом, любовь к себе не должна быть проявляема в ущерб любви к ближнему. Напротив того. Мы должны любовь к себе приносить в жертву любви к ближним. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. пожертвует жизнью своей) за друзей своих (ближних своих) (Иоан.15:13). А любовь к себе и любовь к ближним должна приноситься в жертву любви к Богу. Господь Иисус Христос об этом говорит так: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего (т.е. кто отказывается от всех жизненных тягот-лишений, страданий и испытаний, которые посылает Господь, а идет легким беззаконным путем) и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:37-38).
Если человек прежде всего любит Бога, то естественно он не может не любить, и отца, и мать, и детей, и всех ближних своих; и любовь эта будет освящена божественною благодатию. Если же человек будет любить кого-либо из них, без любви к Богу, то такая любовь его может быть даже преступной, например, такой человек для благополучия любимого друга может лишить благополучия других, быть к ним несправедливым, жестоким и т. п.
Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Обязанности наши к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним — в последних шести заповедях.
И сказал Бог;

1-я заповедь:»Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь:»Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5). Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.

3-я заповедь:»Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я заповедь:»Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

5-я заповедь:»Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь:»Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством.

Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь:»Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз — изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель — сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь:»Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь:»Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь:»Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», — решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

О четвертой заповеди Закона Божия

Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

Четвертою заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван; а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела.

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели — суббота (что по древне-еврейски значит «покой») — в воспоминание творения Господом Богом мира («в седьмой день Бог почил от дел творения») В Новом же Завете, со времени св. апостолов, стал праздноваться первый день недели, Воскресный — в воспоминание Воскресения Христова.

Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись и другие праздники (праздник Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.).

Самым главным христианским праздником является «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н. ст.), до 25 апреля (8 мая н. ст.).

Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:

1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сент. н. ст.).

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н. ст.).

3. Благовещение, т. е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия — 25 марта (7 апреля н. ст.).

4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января н. ст.).

5. Сретение Господне — 2 февраля (15 февр. н. ст.).

6. Крещение Господне (Богоявление) — 6 января (19 янв. н. ст.).

7. Преображение Господне — 6 августа (19 авг. н. ст.).

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — в последнее воскресенье перед Пасхою.

9. Вознесение Господне — в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы — в пятидесятый день после Пасхи.

11. Воздвижение Креста Господня — 14 сентября (27 сент. н. ст.).

12. Успение Божией Матери — 15 августа (28 авг. н. ст.)

Из других праздников наиболее чтимые:

Обрезание Господне (Новый год ст. ст.) — 1 января (14 янв. н. ст.).

Покров Божией Матери — 1 октября (14 окт. н. ст.).

Иконы Казанской Божией Матери — 22 октября (4 ноября н. ст.).

Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня (7 июля).

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 29 августа (11 сент. н. ст.).

Св. Перв. Апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля н. ст.).

Св. Апостола Иоанна Богослова — 8 мая (21 мая н. ст.) и 26 сентября (9 октября н. ст.).

Св. Чудотворца Николая — 9 мая (22 мая н. ст.) и 6 дек. (19 дек. н. ст.).

Посты установленные Церковью:

1. Великий пост или Св. Четыредесятница перед Пасхой.

2. Рождественский пост перед праздником Рождества Христова.

3. Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери.

4. Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла.

Однодневные посты:

1. В Сочельник — день перед Рождеством Христовым.

2. Сочельник — день перед Крещением Господним.

3. В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

4. В день Воздвижения Креста Господня, в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа.

5. Среда и пятница каждой недели.

Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти: гнев, ненависть, вражду; надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, от игр, зрелищ, танцев; не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания; не надо вкушать мяса, молока, яиц, а следует ограничиваться постной пищей (т. е. растительной пищею и, когда дозволено, рыбой), употребляя и эту пищу умеренно.

При многодневном посте надлежит исповедаться и причаститься Св. Таин.

Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник.

Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром — за Литургией. У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям, значит — издеваться над праздником.

← Обратно Далее →

Десять заповедей: исключительно Еврейское законодательство, или Вселенские принципы?

Александр Болотников

Несколько лет назад на семьдесят первой автотрассе в окрестностях города Колумбус (штат Огайо) появились весьма пугающие биллборды.

«Если бы ты умер сегодня, где бы ты провел вечность?» «Ад – это реальность», — угрожающе гласит передняя сторона этих двух «рекламных» щитов.

Но не все так безысходно.

На обратной стороне биллбордов последовательно изложены все шаги, которые нужно сделать, чтобы избежать страшной участи.

Их всего десять:

не иметь других богов пред лицом Всевышнего;

не делать никаких кумиров или изображений;

не произносить имени Господа напрасно;

помнить день субботний и святить его;

почитать отца и мать;

не убивать;

не прелюбодействовать;

не красть;

не произносить ложного свидетельства;

не завидовать.

Авторы биллбордов не скрывают происхождения этих десяти принципов.

На каждом из щитов изображены две каменные скрижали, которые сделал Моисей на горе Синай 3400 лет назад, и на них Всевышний Своим перстом записал эти десять принципов.

Может создаться впечатление, что местная синагога решила напомнить проезжающим по дороге о непреложных правилах, являющихся сердцевиной Законодательства Торы.

Однако это предположения явно неверно.

Проповеди об аде для грешников и призывы задуматься над вечной участью обычно не звучат в синагогах.

Более того, в этих сельских районах Огайо практически нет еврейского населения.
Владельца биллборда найти оказалось не сложно.

Члены местной церкви евангельских христиан не на шутку озабочены деградацией морали в современном обществе.

А потому вопреки традиционному евангелическому учению о пребывании под благодатью, эта христианская церковь твердо верит, что только соблюдение десятисловного закона, данного Богом на Синае, сможет спасти общество от морального разложения.

Евангельские христиане штата Огайо не одиноки.

В последнее время, особенно после трагических событий 11 сентября, тема Десяти Заповедей стала особо популярной в христианской среде.

Теперь, даже трудно представить, что каких-то десять лет назад за малейшее упоминание Закона Божьего в евангельской церкви человек мог на всю оставшуюся жизнь получить ярлык законника или иудействующего.

Однако в последние годы ситуация коренным образом изменилась.

В 2001 году верховный судья штата Алабама Рой Мур приказал установить в здании Верховного Суда штата грандиозный монумент, на котором были высечены Десять Заповедей.

Интересно, что Судья Мур никогда не скрывал своих христианских убеждений.

Он был выдвинут на свой пост Христианской Семейной Ассоциацией – популярной евангельской организацией на юге США.

Не боясь прослыть законником, Судья Мур поставил цель восстановить моральные принципы Божьего закона в штате Алабама.

Именно поэтому он решил, чтобы у входа в здание Верховного Суда штата, высеченные на камне десять заповедей, напоминали всем входящим о том, что американское законодательство построено на небесных принципах.

Удивительно, но поступок не вызвал никакого возмущения у евангельских христиан, голосовавших за него.

Когда Верховный суд США посчитал, что установка монумента «Десять Заповедей» противоречит принципу отделения церкви от государства, и приказал убрать монумент, тысячи христиан по всей Америке вышли на демонстрации протеста.

Протестующие евангеликалы выразили свое несогласие с тем, что Десять Заповедей, записанные в Торе, являются только культурным достоянием иудаизма и могут оскорбить религиозные чувства христиан, мусульман или буддистов.

Что же произошло с евангельским христианством в последние десятилетия?
Неужели Павел был не прав, когда, обращаясь к своим последователям в Риме, написал им: «ибо вы не под законом, но под благодатью (Римлянам 6:14)»?

Проблема, конечно же, не в Павле.

Проблема кроется в селективном чтении Священного Писания, когда кто-то, преследуя личные цели, выбирает только политически удобные тексты.

На протяжении девятнадцати столетий воздвигалась непроходимая стена между иудеями и христианами.

Сначала иудейская политическая элита первого века нашей эры желала оградить себя от влияния последователей Иисуса из Назарета, боясь, что те своими проповедями спровоцируют восстание против Рима.

Затем христиане второго и третьего столетий, натерпевшись гонений со стороны римских властей, решили показать всему миру, что между ними и иудеями нет ничего общего.

А потому на протяжении многих веков из сознания христианина вытравливалась всякое знание законов Торы, заменяясь церковными традициями.

Даже Иудейское Священное Писание, ТаНаХ, которое Павел считает богодухновенным и полезным «для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16), получило от христиан в средние века название «Ветхий Завет».

На самом же деле Иисус и его последователи никогда не планировали отказываться от принципов, записанных в Торе.

Павел, всегда называвший себя Иудеем, получивший самое лучшее иудейское образование в том же послании, адресованном христианам в Риме однозначно говорит:

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». (Римлянам 3:31).

Ниже в шестой главе, где Павел говорит о благодати в следующем предложении сказано:

«Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак» (Римлянам 6:15).

Павел абсолютно четко определяет роль законов Торы в жизни человека.

«Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак.

Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Римлянам 7:7).

Этот же самый принцип записан и в Торе.

«Объяви сынам Израилевым и скажи им: Я Господь, Бог ваш. По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите: Мои законы исполняйте, и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые, исполняя, человек будет жив. Я Господь» (Левит 18:2-5).

Читая все запреты, которые записаны в 18-й главе книги Левит, можно быстро понять, что пренебрежение Божьим призывом может очень быстро привести к моральной и физической деградации личности.

Заповеди Божьи были даны не для того, чтобы поиздеваться над человеком, потребовав его бездумного послушания, но для того чтобы оградить человека от смертельной опасности.

Заповеди 18-й главы книги Левит, запрещающие скотоложство, инцест, распутство и бесстыдство не являются какими-то сугубо национальными, культурными или ритуальными предписаниями.

Они оберегают душевное здоровье всего человечества, независимо от национальности, расы или культуры.

Вот почему после многих столетий отрицания и очернения Торы христианство, наконец, начинает понимать, что без принципов, заложенных в Законе Всевышнего жить под благодатью просто невозможно.

Именно по этой причине евангельские христиане Америки все с большей настойчивостью требуют от местных властей и правительства установить как можно больше монументов с Десятью Заповедями в общественных местах.

По мнению евангеликалов именно Десять Заповедей должны составлять основу любой системы правопорядка в мире.
И действительно, если бы прекратились убийства и грабежи на улицах, то насколько безопаснее было бы жить на земле.

Если бы дети уважали родителей, супруги были бы верными друг другу, то насколько крепче стали бы семьи.

Если бы вокруг не было зависти и лжи, насколько прекраснее были бы человеческие взаимоотношения.

Пожалуй, нет на земле такого человека, который не согласился бы с принципами, записанными в шести последних заповедях, которые регулируют взаимоотношения между людьми.
Первые же четыре заповеди регулируют отношения человека с Богом.

К сожалению далеко не все люди на земле готовы принять верховенство Господа Бога, выведшего народ из египетского рабства.

Однако для большинства западных христиан это не проблема.

Евангельские христиане не поклоняются никаким образам и категорически осуждают использование имени Бога в междометиях или проклятиях.

Однако четвертая заповедь продолжает вызывать затруднения.
Как на биллборде в штате Огайо, так и на Алабамском монументе написана только часть этой заповеди: «Remember the Sabbath day and keep it holy».

Что буквально с английского переводится как «помни день покоя и святи его».

Многие христиане считают, что день покоя может быть любым днем недели.

Это противоречит тексту заповеди, который абсолютно точно указывает на то, какой день является днем покоя.
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои,
а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему:

не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

В России говорят: «Из песни слов не выкинешь».

Если мы так скрупулезно относимся к поэзии, то насколько серьезнее должно быть наше отношение к тому, что Сам Всевышний написал Своим перстом.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра «Шалом»,
Докторант богословия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *