10 казней египетских

10 казней египетских

Казни египетские

Казни египетские

I. К.Е. – наказания, которыми Бог подверг Египет, чтобы сломить упорство фараона и заставить его отпустить народ Израиля на свободу (Исх 7-12). К.Е. подготовили → исход израильтян из Египта. В результате евреи смогли принять от Бога Закон, который устанавливал порядок их новой жизни, опред. Богом для избр. Им народа. Спасит. и искупит. деяния Бога, явленные в К.Е., в исходе, в даровании Закона, – это начало и основа нац. и духовной истории народа Израиля. В Библии постоянно звучит напоминание о том, что Господь вывел Свой народ «из земли Египетской силою великою и мышцею простертою» (4Цар 17:36). Он сделал это с помощью → чудес, в которых открыл Свою → власть. Взгляд на К.Е. как на Божье чудо является необходимой предпосылкой для их правильного понимания.

II: 1) Бог много раз являл людям Свои чудеса. Но даже если они воспринимаются только при условии → веры, крайне важно понять суть изменений, которые произошли после их свершения в познаваемой человеком реальности (см., напр., Ин 9:20; Мф 8:4; Лк 17:14). Не следует, однако, стараться найти такое «объяснение», которое позволило бы уйти от признания того, что в каждом чуде проявляется непосредств. деяние Бога;
2) попытки объяснить К.Е. природными особенностями Египта предпринимались неоднократно. Так, говорилось, напр., объектами казни были опред. животные (жабы), солнце и небо, именно потому, что египтяне почитали их как святыни и божества. Была предпринята попытка разобраться, существует ли между казнями внутр. связь, и таким образом объяснить то, что вызывало споры у многих поколений исследователей. Такая попытка была предпринята в книге: Greta Hort, The Plagues of Egypt, N69, , N70, . Ниже предлагается краткое изложение данной концепции.

III. В назв. выше исследовании предлагается такая временная последовательность и внутр. связь между явлениями:
1) сильное наводнение, вызванное разливом → Нила, заполнило колодцы непригодной для питья водой, поэтому египтянам пришлось копать новые (Исх 7:21,24). Цвет воды, ставшей «как кровь» (ст. 20), объяснялся большим количеством грунтовой взвеси красного цвета, которую Голубой Нил и Атбара принесли из Абиссинии. Массовая гибель рыбы (ст. 21) была вызвана, очевидно, большим количеством одноклеточных организмов класса жгутиковых (Euglena sanguinea или Haematococcus pluvialis) и болезнетворных бактерий, в результате чего «река воссмердела» (ст. 21). Выделяя днем кислород, жгутиковые активно поглощают его ночью; недостаток кислорода ведет к гибели рыбы. Уровень воды в Ниле повышается в июле – августе и понижается в октябре – ноябре. О том, что первая К.Е. внезапно прекратилась, в Библии не говорится. Земля Гесем, где жили израильтяне, также не избежала этой казни;
2) гниение мертвой рыбы привело к активному размножению в болотистых местах болезнетворных бактерий, в т.ч. и вызывающих сибирскую язву. В результате жабы оказались изгнанными из своей среды обитания «и покрыли землю» (Исх 8:6). Будучи зараженными, жабы также погибали; их останки продолжали отравлять все вокруг. Эта вторая казнь последовала через семь дней после первой (Исх 7:25);
3) третья казнь состояла в том, что людей и животных преследовали, мучая укусами, тучи мошек . Их размножению, видимо, способствовало большое количество водоемов и луж, оставшихся после разлива Нила. Время этой казни – прибл. октябрь – ноябрь; о ее внезапном окончании в Библии также не говорится;
4) неожиданное появление множества «песьих мух» (ст. 24) и столь же быстрое их исчезновение (ст. 31) – четвертая К.Е. Тучи оводов – нередкое явление в тропиках и в субтропиках, климат же земли Гесем, которая не была подвержена этой казни (ст. 22), близок к средиземноморскому. См. также III,6;
5) массовый падеж скота египтян (Исх 9:3) – пятая К.Е.; в то же время скот израильтян не пострадал (Исх 9:4-7). Во время разлива Нила (май – декабрь) скот находится в стойлах, с начала января его выгоняют на пастбища. Видимо, животные заражались сибирской язвой в тех местах, где лежали «груды» погибших жаб (Исх 8:14). В Гесеме разлив, а значит и время пребывания скота в стойлах, продолжается дольше; кроме того, здесь нередки дожди – их воды могли очистить пастбища, смыв источники заражения;
6) шестая К.Е. – это язвы «на людях и на скоте» (Исх 9:9), которые, судя по Втор 28:27,35 (ср. Исх 9:11), прежде всего появлялись на ногах. Вероятно, кожу египтян поражала сибирская язва, вызываемая укусами жигалки осенней (Stomoxys calcitrans). Это насекомое обитает в жилищах людей и в стойлах скота и жалит прежде всего в ноги. В октябре – ноябре насекомые могли откладывать яички в гниющих остатках растений; в январе эти насекомые уже летали большими роями, заражая животных, в результате чего начался падеж скота;
7) седьмая К.Е. – сильная буря с громом, молниями и градом (Исх 9:23 и следующие), обрушившаяся на Верхний Египет, но обошедшая стороной землю Гесем (ст. 26). Лен, который уже засеменился, и ячмень, который выколосился, были побиты (ст. 31). Не пострадали поздние зерновые, пшеница и полба (ст. 32). В Верхнем Египте грозы случаются редко, но в любое время года; в Гесеме они, как правило, бывают только поздней весной и ранней осенью. Сев льна обычно приходится на начало января, его цветение – на вторую половину месяца. При сильном разливе возможна задержка сева на две-три недели, т.е. прим.

до начала февраля. К этому времени хорошо взошедший ячмень мог также пострадать от сильного града;
8) тучи саранчи, истребившей остатки зелени, – восьмая К.Е. (Исх 10:4). Предыдущая дождливая зима, видимо, была особенно благоприятна для размножения саранчи. Вост. ветер обычно приносит тучи насекомых через Синайский полуостров в долину Нила (ст. 13);
9) трехдневная «густая тьма» (ст. 22 и след.), вероятно, была вызвана песчаной бурей (хамсином), какие случаются здесь в период с марта по май. Очевидно, это была первая буря в году, которая подняла превратившуюся в пыль землю в тех местах, где растительность была уничтожена. То, что Гесем оказался не затронутым (ст. 23), объясняется тем, что налетавшие с юга песчаные бури не достигали этих мест;
10) десятая К.Е. – гибель всех первенцев, включая сына фараона, в ночь с 14 на 15 авива (конец марта – начало апреля; Исх 12:6,29). Теперь Израиль был отпущен, и израильтяне отправились в путь (ст. 31-33).

IV. Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта след. Последовавший после К.Е. исход датируется 15-м днем авива (Чис 33:3). При таком подходе общая картина К.Е. уже не воспринимается как искусств. нагромождение внешне не связанных между собой катастроф; внутр. связь событий, когда в первой казни заложены основы для послед., хотя они и не обязательно должны вытекать из нее, свидетельствует об их естественном, природном происхождении.

ХРИСТИАНСТВО

ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ ЕГИПЕТСКИХ
ИЛИ НАРУШЕНИЕ В ЭКОСИСТЕМЕ НИЛА

Существует папирус, который свидетельствует, что в Египте было десять казней. Этот папирус, написанный египтянином, современником этих событий, по имени Ипувер, хранится в Лейденском музее в Голландии. Его номер в каталоге — триста сорок четыре. Папирус написан с двух сторон и насчитывает семнадцать столбцов. В большинстве столбцов по четырнадцать строк. В первом столбце их осталось только три. Столбцы 16-19 повреждены особенно сильно, и все столбцы повреждены по краю верхних и нижних полей. Все же оставшегося вполне достаточно, чтобы сообщить о катастрофах, которые описывает автор папируса.

Скорей всего те, кто писал Библейский Ветхозаветный Исход, взяли за основу папирус Ипувера (написанный задолго до Ветхого завета) или подобный и приукрасили религиозными «фишками», чтоб изобразить несчастных евреев и оправдать их уход с Моисеем (Мойшей) в пустыню. В этом документа описаны последствия в изменении климата, когда периодически приходили засухи и наступали тяжелые времена. Из-за чего люди покидали свои дома и уходили в другие благоприятные места. Один из уходов — это уход Антов и расселения в бассейне Дуная и среднего Днепра.

Итак, первая казнь — Превращение воды Нила в кровь (Исход 7). Это простое явление — размножение синезелёных водорослей — цианобактерий, которые бурно размножаются в тёплой малотекучей воде. Нил таким мог таким стать во время засухи и песчаных бурь. Один из видов цианобактерий — «красная» («виннокрававая»), которая при умирании окрашивает воду в красный цвет. Сейчас такое явление можно увидеть у Флориды, которые создают «красный прилив». Она ядовита и быстро уничтожает экосистему воды и снижает уровень кислорода в воде, из-за чего всё в воде гибнет и она становится непригодной для питья. В папирусе Ипувера: «Бедствия по всей стране… Всюду кровь…» (2:5-6), «Река превратилась в кровь» (2:10). «Люди не решаются пить. Сыны человеческие жаждут воды» (2:10), «И это наша вода! И это наше счастье! Что делать? Все рушится…» (5:10-15).

Вторая, третья и четвёртая казнь — Нашествия жаб, мошек и мух (Исход 8). Стресс на малое количество кислорода в Ниле у головастиков вызывает ответную реакцию и щитовидная железа вырабатывает большое количество гормонов роста и головастики превращаются в жаб в два раза быстрей (доказано опытами современных учёных). Отсюда и нашествие. Такое могли видеть и современные люди. Огромное количество жаб ведёт к тому, что им не хватает еды и они гибнут, плюс погибла рыба в Ниле из-за цианобактерий. У насекомых (мошек, мух, москитов) резко уменьшились естественные враги и они начинают усиленно размножаться.

Пятая, шестая казнь — Моровая язва скота, воспаления с нарывами у людей (Исход 9). Мошки, мухи и москиты разнощики болезней и огромное их количество привело к эпидемии и смерти скота. Естественно от ската зараза перешла и на людей. В папирусе Ипувера: «Все животные — сердце их плачет, коровы мычат…» (5:5).

Седьмая казнь — Гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный (Исход 9:23). Ученые предполагают, что это извержения вулкана Терра (огонь разливался по земле) в Средиземном море, когда огромное облако пыли понесло в сторону Египта. Вода соединяясь с частичками вулканической пыли превращались в градины и падали на землю. На Санторине были обнаружены ветви оливкового дерева засыпанное пеплом Терры, которая была обнаружена и исследована. Углеродный анализ дал время извержения Терры — 1630-1600 до н.э., а исход еврее был на 400 лет позже по данным историков. Вулкан наделал много бед: «Деревья уничтожены…» (Ипувер 4:14), «Да, ворота, колонны и стены поглотил огонь…» (Ипувер 2:10)

Восьмая казнь — Саранча (Исход 10) любит влажную атмосферу, чтоб отлаживать яйца. И она следует туда, где прошёл дождь, т.е. будет растительность для молодого поколения. Т.е. после прохождения дождя с градом туда пришла саранча и доедала уцелевшие после града посевы. В папирусе Ипувера: «Плачет Египет. Царский дворец без изобилия, без плодов, без хлеба, а ведь ему принадлежат они: пшеница и ячмень, гуси и рыбы…» (10:5-6), «Да, уничтожено все, что еще вчера было видно. Земля осталась пустой и утомленной, как после уборки льна» (5:12), «Нет ни фруктов, ни овощей… Голод…» (6:11).

Девятая казнь — Тьма три дня (Исход 10). Вулканическая пыль и пепел закрыли Солнце на три дня. Это доказали раскопки Манфредом Битеком в Аварисе (Египет). Он обнарул камни из застывшей лавы, похожие на пензу. Ученный Макс Бихлер доказал, что эти камни из вулкана Терра на Санторине.

Десятая казнь — Смерть первенцев (Исход 11). В папирусе Ипувера правдоподобней: «Да, сыны вельмож брошены к стенам, тюрьмы разрушены (6:5). И был великий плач в Египте…

Стон слышится по всей земле, перемешиваясь с причитаниями. От мала до велика все причитают: о, если бы только умереть! Пришел ли конец роду человеческому, и не будет больше ни беременности, ни родов?.. Смотри, огонь поднимается высоко высоко, и пламя его идет напротив врагов страны» (7:1).

C точки зрения здравого смысла понятно, что десять казней не могли произойти за несколько дней. Это собранные придания о тяжелых временах в Египте, которые были в разное время, но остались на долго в памяти местного населения. Эти придания были добавлены в Ветхий Завет. Аналогично добавлен и подогнан Апокалипсис («Откровение»), описывающие падение куска Луны Фатты.

Вывод: исход евреев не связан с казнями Египетскими.

Руническая мастерская. Посмотреть весь каталог

Древние цивилизации

Как наука объясняет десять казней египетских

Десять казней египетских – это реки крови, нашествие саранчи, непроглядная тьма, опустившаяся на землю.

Всё это библейские истории. Они такие жестокие и неправдоподобные, что большинство людей не верит в их реальность. Но археологи изо дня в день совершают новые открытия, и постепенно начинает напрашиваться вывод, что за легендой о десяти казнях кроется правда. Звучит не очень убедительно, но всё же интересно, могли ли они в реальности произойти в глубокой древности, по какой причине и когда?

Если знать точную дату десяти казней и доказать, что они в действительности имели место, то тогда понимание Библии и истории, охватывающей период 3-х тысячелетий, изменится навсегда. В Ветхом Завете написано, что фараон-тиран держал в рабстве сотни тысяч израильтян. И тогда Бог повелел своему пророку Моисею сказать фараону, что Египет постигнет страшная кара в виде десяти казней, если он не освободит рабов.

Но фараон, выслушав Моисея, посмеялся над ним и отказался освободить израильтян. И тогда Бог наслал на египтян первую казнь: он превратил воды Нила в кровь. Фараон, однако, не уступил, и тогда пришёл черёд жаб, а затем мошек и пёсьих мух. Заполонили они землю египетскую, но и тут фараон не испугался и не освободил сынов Израилевых.

Тогда казни продолжились. Болезни поразили скот, тела людей покрылись нарывами. Гром небесный принёс град и огонь; стаи саранчи уничтожили посевы, и тьма окутала Египет на 3 дня. Но опять фараон отказался освободить израильтян, и тогда наступило время самой страшной, десятой казни. Смерть поразила всех первенцев. И поднялся по все земле египетской страшный человеческий вопль. Лишь после этого фараон сдался и разрешил сынам Израилевым покинуть Египет. Так начался исход израильтян в землю обетованную.

Это одна из самых жутких легенд в мире. Такое не могло случиться в действительности. Но сегодня специалисты находят факты, подтверждающие реальность тех далёких событий. Так как наука объясняет десять казней египетских?

Базируется всё на гипотезе, что казни могли стать следствием естественных природных катаклизмов. Но в этом случае они должны быть зафиксированы в каких-то древних египетских записях. Однако ничего подобного египтологи никогда не находили до наших дней.

Величайшим религиозным памятником Древнего Египта является Карнакский храм, находящийся на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. Среди его развалин была обнаружена 2-х метровая стела. На ней имелась надпись, датированная временем правления фараона Яхмоса I. Именно он основал XVIII династию, а правил примерно в 1550-1525 годах до н. э.

Стелу обнаружили в 1947 году и поместили в музей. В 2014 году учёные посмотрели на данный артефакт свежим взглядом. До этого 67 лет считалось, что на стеле имеется текст, описывающий одно из сражений. Но благодаря новому переводу выяснилось, что текст повествует не о сражении, а об урагане. Он разрушал храмы, сметал целые деревни, убивал людей и имел катастрофические последствия для всей страны. Ураган сопровождался громом, градом, а затем землю на несколько дней окутала тьма.

Данное повествование, запечатлённое на стеле, очень напоминает такие казни египетские как град, гром, 3-дневную тьму. Если на стеле и в Библии описывается одно и то же событие, то это историческое упоминание о 2-х библейских казнях. Отсюда учёные заключили, что сверхъестественные явления имеют под собой реальную основу.

Однако следовало выяснить, что могло спровоцировать страшной силы ураган и град с громом? По кольцам деревьев специалисты определили, что 3,5 тыс. лет назад температура в долине Нила упала, а количество дождей резко возросло. Это случилось в то же время, к которому относится описание урагана на стеле. То есть получалось, что Библия, стела и кольца деревьев указывали на одно и то же резкое изменение климата. Но что могло стать его причиной?

Столкновение Земли с метеоритом не находит подтверждения на тот момент времени. А вот извержение вулкана, причём сильнейшее, вполне допустить можно. Но как связать его с кровью в реке, лягушками, пёсьими мухами, язвами на теле и, самое главное, со смертью первенцев? К тому же не надо забывать, что в Египте вулканов нет и никогда не было. Древнеегипетская цивилизация зародилась в долине Нила, то есть на равнинной местности.

Но в 640 км севернее Египта на острове Тира в Эгейском море находился вулкан Санторин. Там благоденствовала Минойская цивилизация. Примерно в 1600 году до н. э. произошло мощное извержение Санторина, приведшее к образованию кальдеры. Цивилизация при этом была уничтожена, и её исчезновение легло в основу легенды об Атлантиде.

В соответствии со шкалой вулканической активности извержение имело 7 баллов. Это в 3 раза мощнее извержения вулкана Кракатау. Облако радиоактивного пепла поднялось на высоту 40 км и распространилось на 1000 км в диаметре. Возникла гигантская цунами высотой до 100 метров. Эта огромная волна уничтожила все поселения на близлежащих островах, в том числе и на острове Крите.

Но могло ли извержение вулкана причинить серьёзный вред Египту, который находился далеко на юге? Облака пепла способны перемещаться в атмосфере со скоростью 40-50 км/ч. И если ветер унесёт их за 1000 км, то они могут жить самостоятельной жизнью долгий период времени. Давно известно, что при вулканических извержениях перенос пепла на тысячу километров не является пределом. Так что нельзя исключить, что облако пепла накрыло дельту Нила, но могло ли оно спровоцировать те природные катаклизмы, которые позднее назвали десятью казнями египетскими?

Специалисты утверждают, что да, извержение вулкана Санторин вполне могло нанести Египту вред, который и нашёл отражение в библейской легенде. Когда вулканический пепел упал на землю, то его токсические зернистые соединения вызвали химическую реакцию. Произошло окисление воды в Ниле до такой степени, что рыба погибла. А сама вода приобрела красноватый оттенок.

Как результат, водная среда стала нежизнеспособной, и жабы, покинув воду, оказалась на суше. Они заполонили поля, дома людей, о чём и говорится в Библии (вторая казнь египетская). Но бедные жабы во враждебной среде быстро умерли. А мёртвая плоть является манной небесной для насекомых. Поэтому в огромном количестве появились мошки и пёсьи мухи, заполонившие всю землю египетскую.

А облако пепла над дельтой Нила становилось всё плотное. Пепел начал попадать в лёгкие домашней скотины, которая паслась на полях. Это привело к массовой смерти коров, быков, волов, ослов, верблюдов. Ведь в лёгких пепел превращался в цемент, и животные погибали от удушья. Это пятая казнь египетская, в результате которой вся скотина полегла от моровой язвы.

Но как наука объясняет шестую казнь египетскую, в результате которой на телах людей появились язвы? Мог ли их спровоцировать вулканический пепел? Специалисты полагают, что при соприкосновении с красной водой у людей начали появляться на коже ожоги и язвы. Причиной их стала серная кислота, попавшая в воду вместе с вулканической пылью. Таким образом, первые шесть казней специалисты связывают с облаком вулканического пепла, достигшего Египта в результате мощного извержения вулкана Санторина.

Однако остаются ещё четыре казни (град, саранча, темнота, смерть первенцев), которые невозможно объяснить, беря за основу токсические соединения вулканической пыли. Но тут следует понимать, что последствия от извержения могут быть ещё более катастрофическими, чем само извержение, и длиться долгий период времени.

Так 15 июня 1991 года активизировался вулкан Пинатубо на острове Лусон (Филиппины). Он выбросил на всю окружающую территорию огромные потоки грязи и кипящей лавы. Облако пепла поднялось на высоту 45 км. Но лишь через полгода люди ощутили подлинный глобальный эффект от этого извержения.

Спутники зафиксировали нечто необычное при распространении облака пепла. Произошёл резкий скачок уровня диоксида серы. Выброшенный из вулкана сернистый газ оставался в атмосфере ещё очень долго после того, как пепел осел на землю. В атмосфере сернистый газ начал вступать в химические реакции и постепенно превратился в серную кислоту. Представляла она собой крошечные капельки, размер которых не превышал 1 микрона.

Эти крошечные капельки зависли высоко в атмосфере и стали поглощать солнечные лучи. В результате этого в верхних слоях атмосферы поднялась температура, а на земной поверхности она понизилась. Как результат, изменилось движение воздушных масс, и наступил хаос в погодных явлениях.

Данный эффект наблюдался и при извержении вулкана Санторина. Произошли кардинальные изменения в климате в той локальной зоне, которую охватило извержение. Поэтому можно допустить, что в Египте начали проявляться необычные погодные условия в виде холодной сырой неустойчивой погоды, при которой посевы погибли. Это очень напоминает седьмую казнь египетскую: гром, град, уничтожение посевных полей, травы, деревьев. А стало всё это следствием образования в атмосфере сернистого газа.

Но как могла появится на египетской земле саранча и покрыть всю землю (восьмая казнь египетская)? Тут можно привести пример необычной погоды в Западной Африке, которая наблюдалась в 2004 году. Вначале регион охватила засуха, но потом прошли дожди, и местные фермеры воспрянули духом. Но находящиеся в песке яйца саранчи впитали влагу и появились личинки. Саранча распространилась на 30 млн. кв. км и нанесла огромный ущерб, исчисляемый млрд. долларов.

Аналогичная ситуация могла возникнуть и в Древнем Египте. Для египтян, живших в узкой долине Нила, нашествие этих прожорливых насекомых грозило голодом. А появилась саранча после проливных дождей в результате резкого изменения климатических условий. Нестабильный климат также мог спровоцировать сильный ураган, в результате которого солнце закрылось тучами, и на землю опустилась 3-дневная тьма (девятая казнь египетская).

В наши дни по органическому материалу, найденному в месте извержения Санторина, установлена дата, когда вулкан активизировался. Благодаря радиоуглеродному методу учёные назвали год с погрешностью в 13 лет. Это 1613 год до н. э. И именно в это время между 1626 и 1600 гг. до н. э. предположительно могли произойти десять казней египетских. Однако ранее считалось, что исход израильтян в землю обетованную начался в XIII веке до н. э.

Впрочем, о датах говорить рано, так как непонятно, как произошла десятая казнь египетская – смерть первенцев. Все они умерли в одну ночь, и эта трагедия повергла египетский народ в ужас. Однако тут надо заметить, что жизнь в Древнем Египте была довольно хрупкой и кратковременной. Так при раскопках древнеегипетского города Ахетатона, возле Амарны, было найдено много могил, в которых вместе лежали останки 2, 3, 4 человек. Следовательно, они умирали в один день в результате какой-то общей причины.

По костям было установлено, что все эти люди болели малярией. Но кроме малярии люди также массово умирали от бубонной чумы, а её разносчиками являлись нильские крысы. Но такие болезни как малярия и чума косили всех без разбора, а в десятой казни говорится о выборочной смерти первенцев. Может ли объяснение скрываться в радиоактивных осадках, возникших после извержения вулкана на острове Тира?

Посевы были уничтожены, страдания следовали по нарастающей, а людям, чтобы выжить, пришлось есть гниющее зерно. И специалисты выдвинули предположение, что именно гниющее зерно убило первенцев. В тепле и сырости чрезвычайно комфортно чувствует себя такой гриб как спорынья. В гниющем зерне увидеть его невозможно, так как прячется он в самих зёрнах. От тепловой обработки гриб не страдает, а поэтому мог легко оказаться в муке и превратить хлеб в отраву.

Симптомы отравления спорыньёй – недомогание, слабость в мышцах, затем наступает очередь учащённого сердцебиения, рвоты, поноса, судорог, галлюцинаций, повышения свёртываемости крови, а заканчиваются все эти муки смертью. Но если египтяне потребляли отравленный хлеб, то почему он убил только первенцев?

У египтян ребёнок, родившийся первым, всегда считался главным, а поэтому во время трапезы брал пищу и начинал есть первым. А когда пищи не хватало, то всё отдавали ему. Поэтому первенцы и умерли, попробовав первыми отравленный хлеб. Умерли и другие члены семей, но их насчитывалось гораздо меньше. Именно, благодаря сложившимся обычаям в долине Нила, умерли первенцы, и это нашло отражение в десятой казни египетской.

Конечно, можно допустить, что умерли не все первенцы, но люди столетиями передавали жуткую информацию из уст в уста, и в конце концов родилась легенда о всех умерших первенцах, причём в одно и то же время. Таким образом, древние предания, возникшие в XVII веке до н. э., нашли своё продолжение в Ветхом Завете.

Книга «Исход» была написана в VI веке до н. э., то есть через 1000 лет после извержения вулкана Санторина. И в неё были включены легенды, зародившиеся сразу после трагедии на острове Тира. Следовательно, можно утверждать, что они имели под собой реальную основу, базирующуюся на вулканических явлениях.

Ну что же, теперь мы знаем, как наука объясняет десять казней египетских. В то же время надо понимать, что это всего лишь гипотеза, попытка рационального объяснения библейских преданий. Но может всё было и не так, а совсем по-другому. Тут нельзя однозначно что-то утверждать. Необходимо дальше изучать Древний мир и упорно искать в красивых мифах и легендах зёрна истины.

Леонид Серов

Пред.ОглавлениеСлед.

Однажды после завтрака, рассказывает Вильямс, нас предупредили по телефону, что к Амани приближается казнь египетская. Амани — небольшая деревушка на северо- востоке Танганьики. Вильямс работал там энтомологом на сельскохозяйственной станции. «Ну теперь посмотрим, на что вы способны», — сказал ему напуганный известием директор. Он не знал еще, что даже все энтомологи мира, собравшись в Амани, не смогли бы помешать саранче творить ее недоброе дело.

И вот через час небо на севере почернело. Грозная туча закрыла небосвод. Солнце померкло. Первые насекомые градом посыпались на фруктовые деревья опытного сада, застучали по рифленым крышам домов. Над землей кружилась серая пурга. За шумом крыльев не слышно было голосов. С треском рушились ветви под тяжестью осевшей на них саранчи. Вся округа побурела.

Но туче на севере не видно было конца. Девять часов затмевала она небо уже после того, как финишировал авангард стаи. В крылатой армаде было не меньше десяти миллиардов пилотов!

Вильямс прикинул, что если бы удалось убивать по миллиону насекомых каждую минуту, то семь дней и семь ночей люди должны были бы ни пить, ни есть, ни спать, а только давить саранчу и тогда, возможно, уничтожили бы ее всю. Но директор, по-видимому, не доверял математике, в ярости прыгал по земле и крушил саранчу сапогами.

На следующий день саранча улетела, оставив на месте цветущего края голую пустыню.

Железнодорожное полотно, что огибало подошву Килиманджаро, сплошь было усыпано саранчой. Поезд сначала давил ее, а потом колеса стали буксовать, и паровоз, беспомощно пыхтя, не смог втащить состав на небольшую горку.

Такие случаи были и в штате Невада в США. У нас на Кавказе, между Тбилиси и Поти, саранча тоже однажды остановила поезда. А в Испании в 1917 году самолет врезался в тучу кузнечиков, упал и разбился.

Рассказы о саранче читаются как фантастический роман. Говорят, что одна стая южноамериканской саранчи растянулась в длину на сто, а в ширину на двадцать километров. Путь ее лежал над многими странами континента: сохранив свой строй, пролетела она около трех тысяч километров. Там же, в Южной Америке, другая голодная армия насекомых, атаковав табачную плантацию, съела двадцать тысяч начиненных никотином растений за двадцать… секунд.

Один пароход в Красном море тридцать пять часов плыл по волнам, густо усеянным погибшей саранчой!

То же море пересекала как-то стая, затмившая небо на пространстве две с половиной тысячи квадратных миль. Если бы можно было всю эту саранчу поймать и положить на весы, то, чтобы уравновесить ее, потребовалась бы гиря в сорок миллионов тонн! Стая весила, стало быть, втрое-вчетверо меньше, чем все население земного шара!

В 1881 году жители Кипра выкопали из земли и уничтожили почти полтора миллиона тонн яиц саранчи. Но больших потерь она от этого не понесла и через два года закопала в землю втрое больше яиц.

Во время русско-турецкой войны 1878 года отряд наших солдат, выступивший в поход против турок, встретился в одном из районов Грузии с невероятно большой стаей саранчи. Сначала солдаты продолжали поход, отмахиваясь от насекомых, но они запорошили все вокруг. Люди шли как в тумане. Саранча такими густыми роями кружилась вокруг солдат, что трудно стало дышать. Она лезла за воротники, под шлемы, в рукава. Набилась в ружья и ранцы. Норовила забраться в уши, глаза, в нос.

На ровном месте ноги скользили, как по льду, жирные насекомые хлюпали под сапогами, как масляная каша. Когда солдаты увидели в стороне небольшую деревню, все бросились к ней бежать, не разбирая дороги, через поля, вниз под гору. Скользили, падали. В дома ворвались с ног до головы вымазанные раздавленной саранчой.

Двое суток отсиживались они в этой деревне, а вокруг бушевала всепожирающая пурга. Ни одного зеленого листочка, ни одной былинки не оставила саранча — всю зелень съела. Десятки верст шел потом отряд по голой пустыне.

Появляясь умопомрачительными полчищами, саранча опустошает целые области и страны. Насекомые эти страшно прожорливы. Каждая тонна саранчи съедает десять тонн всякой зелени. Стая весом пятнадцать тысяч тонн по масштабам своих аппетитов не уступает населению таких, например, городов, как Киев или даже Рим. Вред, который саранча причиняет полям и садам всего мира, если перевести эти потери в денежное исчисление, составляет ежегодно тридцать миллионов фунтов стерлингов.

В прежние годы, когда борьба с саранчой не была так хорошо организована, как сейчас, и когда примитивная агрикультура не позволяла крестьянам делать больших запасов зерна, после больших нашествий саранчи вымирали целые страны. В 125 году до н. э. саранча уничтожила все посевы пшеницы и ячменя в римских провинциях Киренаике и Нумидии (в Северной Африке), и население этих стран — восемьсот тысяч человек! — умерло от голода. И сравнительно еще недавно, в 1866 году, непомерное обжорство саранчи стоило жизни двадцати тысячам марокканцев.

Кто она, эта казнь египетская, о которой легенды Востока и Запада говорят со страхом и ненавистью?

Кузнечик! Обыкновенный, казалось бы, кузнечик! Только специалист сможет отличить его от других кобылок и кузнечиков, которые скачут по нашим лугам. Узнать саранчу можно по коротким усикам и длинным крыльям.

Все виды саранчи откладывают яйца в землю. Они упакованы в пенистые мешочки — кубышки. Из яиц выходят личинки-саранчуки. В первые же дни своей жизни отправляются они в поход. Крылья у них недоразвиты, и поэтому путешествуют саранчуки пешком. Их походные отряды называют у нас кулигами. Кулиги встречаются, сливаются и в удвоенном числе ползут дальше. По дороге поедают зелень. Ночуют там, где застанет темнота. Заберутся на стебли трав и спят. Выйдет солнце, согреет землю — и снова в путь. В первые дни саранчуки проползают за день метров сто — сто пятьдесят. Потом — по целому километру. А через три недели после рождения скачут уже так быстро, что каждые сутки оставляют за плечами по десять километров пути. Ручьи преодолевают, как и эцитоны (перегородив русло живым мостом), а большие реки переплывают. Не прошло и ста лет с тех пор, как одна гигантская кулига форсировала Днепр на фронте шириной десять километров. Саранчуки разом кинулись в реку. Миллионы захлебнулись, другие скакали по их телам, как по понтонам.

Путешествуя, саранчуки растут, линяют и незаметно превращаются в крылатую саранчу. Как скоро обретут они крылья, сейчас же взмывают в небо и грозной тучей мчатся в дальние страны. Иногда саранча поднимается выше облаков, но обычно летит ниже. Максимальная скорость при полном штиле — пятнадцать-шестнадцать километров в час. Но если подует попутный ветерок, то никакой бегун не угонится за саранчой. Был случай, когда пролетела она за сутки почти тысячу километров — из Южного Марокко в Португалию — со средней скоростью сорок километров в час. Перелет был беспосадочный.

Подсчитали, что в каждый час полета саранча сжигает в своей мускульной машине двадцать миллиграммов «горючего», преимущественно жира. И запасы его таковы, что насекомое может лететь двадцать часов без «заправки» и отдыха (если только вокруг не очень холодно).

В многочисленном семействе кобылок и коников, близких родичей кузнечиков, только семь видов предпринимает далекие путешествия. Их и называют саранчой, хотя не во всем они похожи друг на друга и принадлежат даже к разным зоологическим родам.

Азиатская саранча опустошает поля не только в Азии, но и в Южной Европе, Африке, Австралии и Новой Зеландии. Она не раз совершала губительные нашествия на Европу, добиралась даже до Шетландских островов.

Саранча марокканская так далеко не летает. Ее родина — средиземноморские страны от Канарских островов и Марокко на западе до среднеазиатских республик на востоке.

Пустынная саранча живет к северу и югу от Сахары, а также в Аравии, Ираке, Иране и Северо-Западной Индии. Она знаменита своими трансатлантическими полетами: однажды стаю пустынной саранчи видели на полпути между Америкой и Африкой, в двух тысячах километров от ближайшего берега. Пустынная саранча совершает также регулярные сезонные перелеты. Зимой размножается она к северу от Сахары, потом летит в тропики. Летом плодится в саваннах, опоясывающих с юга великую пустыню, а осенью опять мигрирует на север.

Горная саранча еще недавно причиняла большие убытки сельскому хозяйству Соединенных Штатов Америки, но в наши дни о ней почти забыли: давно уже никто ее там не видел.

Еще два вида саранчи опустошают степи Южной Африки, а один вид — Южной Америки, но они мало изучены.

11. Казни египетские. Град. Саранча. Тьма

Кот Базилио 2

Седьмое наказание: град.
Ситуация никак не менялась и пришло время для нового наказания. Моше получил повеление от Создателя предстать рано утром перед фараоном и потребовать отпустить евреев. И передать ему слова Бога, Всесильного евреев, что на этот раз Он пошлет такие кары, чтобы фараон узнал, «что нет подобного Богу на всей земле». Моше должен объяснить, что если бы только Бог захотел, Он поразил бы и фараона и народ его мором и истребил бы их с земли.
– Но лишь для того Я дал тебе устоять, чтобы показать тебе силу Мою, чтобы огласить Имя Мое по всей земле, – велел передать Бог.
Моше, исполняя приказание Бога, ничего не скрывает от фараона. Он точно передает Его слова и подробно объясняет, что должно произойти, если фараон не отпустит евреев. Моше делает отметку на солнечных часах фараона и говорит, что в назначенный день точно в это время, когда тень от гномона достигнет его отметки, на Египет обрушится град необыкновенной силы. Бог не желает, чтобы кто-нибудь пострадал напрасно, а потому Он предупреждает, чтобы в это время все люди и животные находились в укрытии.
Так как по преданию фараон получал первое предупреждение о казни за три недели, то очевидно было достаточно времени, чтобы слова, сказанные Моше, были доведены до каждого жителя Египта. Но как это обычно и бывает, не все поверили и вняли предупреждению. Точнее не поверили большинство. И сам фараон не захотел в это верить.
Указанный день настал. Точно в назначенное время Моше простер свой посох к небу и пошел обычный дождь. Создатель еще давал время египтянам и фараону одуматься и раскаяться. Затем налетела страшная буря, засверкали молнии, загремел гром, задрожала земля и с небес полетели куски льда с горящим огнем внутри.
«Не было подобного на всей земле Египта с тех пор, как она стала (принадлежать) народу».
«Оглушительный грохот падающего града сотрясал землю. Все находившиеся в поле – и люди и скот – были поражены, они замерзали во льду и сгорали в огне. Египтян охватил страх. Они начали загонять свой скот в хлева, но было слишком поздно! Градины собирались в глыбы, образуя сплошную стену из огня и льда, которую невозможно было преодолеть. Видя, что скот нельзя спасти, египтяне перерезали его, чтобы воспользоваться хотя бы его мясом. Они взвалили зарезанных животных себе на плечи, но огромные хищные птицы слетели с небес и расклевали все туши.
Град ломал деревья и уничтожал урожай до самых корней. Все было сметено, кроме пшеницы и полбы, которые Господь хотел сохранить, чтобы их могла сожрать саранча» (1).
Фараон лично не пострадал, но был напуган. Он призвал Моше и Аарона и заявил:
– Согрешил я на этот раз, Господь праведен, я же и народ мой – нечестивцы.
Что случилось с фараоном? Он раскаялся? Некоторые комментаторы так и решили. Н. Лейбович приводит пример:
«Сказали наши мудрецы (старый Танхум, Ваэра 20):
Ни об одной из казней, кроме града, фараон не сказал: «Господь – Праведник». Почему? Человек, собирающийся воевать с неприятелем и победить его, внезапно нападает на него, убивает его и забирает все, что у него было. А Святой, благословен Он, сказал фараону: «А ныне вели, чтобы собрали скот твой…» В этот час сказал фараон: «Господь – Праведник»».
Но не будем спешить с выводами. Фараон просит, чтобы Моше молитвой своей прекратил наказание, и тогда он отпустит, наконец, евреев. Моше соглашается и обещает, что град прекратится, но вдруг произносит:
– Но ты и слуги твои, знаю я, еще не боитесь Бога Всесильного.
Как видим, не поверил Моше в искренность слов раскаяния фараона. Но выйдя от него, лишь только поднял к небу руки и не успел вымолвить слова, как град и молнии и громы немедленно прекратились. Град буквально застыл где-то там в вышине.
Как говорят, сорок один год он провисел в воздухе и упал на землю во времена Йегошуа бин Нуна.

В те дни пять царей эморейских объединились против сыновей Исраэля.
«И взошли пять царей эморейских: царь Йерушалаима, царь Хэврона, царь Ярмута, царь Лахиша, царь Эглона, они и все войска их, и расположились станом возле Гивона, и воевали против него… И сказал Господь Йегошуа: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои; не устоит никто из них пред тобой. И напал на них Йегошуа внезапно, всю ночь шел он из Гилгала. И привел их Господь в смятение пред Исраэлем, и он нанес им великое поражение в Гивоне, и преследовал их по дороге к Маалэй Бэйт-Хорон, и он бил их до Азэйки и до Маккэйды. И было, когда бежали они от Исраэля, – (были) они у Морада Бэйт-Хорон, – Господь бросал на них камни большие с неба, до Азэйки, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Исраэйля мечом» (Йегошуа 10:5, 8-11).
Некоторые градины, говорит предание, все еще висят в небе и обрушатся на землю в будущем, во времена Гога и Магога. Так по молитве Моше Бог задержал часть наказаний, оставив их для злодеев, которые будут угнетать народ Израиля в будущих поколениях.
А фараон так и не отпустил евреев. Он «продолжал грешить, и отягчил свое сердце, он и слуги его».
И Снова Господь отправляет Моше к фараону, чтобы передать ему следующие слова:
– Доколе ты будешь отказываться смириться (леанот) (2) предо Мною? Отпусти народ Мой, чтобы Мне служили они!
Но Он, предупредил Всесильный, сделал сердце фараона непреступным, чтобы исполнились все знамения, о которых Он принял решение. В чем же тогда смысл миссии Моше? Это необходимо, говорит Бог, «чтобы ты рассказывал во услышание сына твоего и сына твоего сына о том, как Я глумился (3) над Египтом, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, и (чтобы) вы знали, что Я – Господь».
Другими словами, судьба фараона и Египта больше не интересуют Создателя. Все сроки для раскаяния прошли. Дальнейшие события будут носить неотвратимый характер.
А еще Моше должен предупредить фараона о предстоящей восьмой казни.
Восьмая казнь: саранча.
– Если (и на этот раз) откажешься отпустить Мой народ, вот Я наведу завтра саранчу в твои пределы. И покроет она лик земли, и не сможет (никто) видеть землю, и истребит остаток, уцелевший у вас от града, и объест она всякое дерево, растущее у вас в поле, – передал Моше фараону слова Господа.
Но фараон упорно молчит. Не дождавшись ответа, Моше и Аарон развернулись и вышли вон. И тут приближенные фараона не выдержали.
– Отпусти этих людей и пусть служат Богу, Всесильному своему. Неужели еще не знаешь, что погиб Египет? – взмолились они.
Фараон видит, что ситуация накалена до предела, и, чтобы избежать открытого неповиновения со стороны своих жрецов и министров, приказывает вернуть ходоков. Однако он не намерен отпускать евреев, потому что Бог еще больше ожесточил его сердце (4). Он просто намеревается разыграть спектакль. Не для Моше и Аарона, но для своих приближенных.
– Я отпущу вас служить вашему Богу, – сказал фараон снова представшим перед ним братьям, – но необходимо кое-что уточнить: кого планируете вы задействовать в этом мероприятии?
– С отроками нашими и с нашими старцами пойдем, с сыновьями нашими и нашими дочерьми, с мелким и крупным скотом нашим, ибо праздник Бога у нас! – спокойно ответил Моше.
– Все идите, но дети пусть останутся! – вынес решение фараон, и Моше с Аароном выставили за дверь.
Выйдя из дворца фараона, Моше поднял посох и простер его над землей Египта, по слову Бога, и тут же налетел сильный ветер с востока. Всю ночь не утихал ветер, а на утро появилась саранча. Египтяне сначала обрадовались дармовому деликатесу и бросились наполнять саранчой бочки и засыпать их солью. Тем более, что с продуктами начинались трудности. Почти весь скот пал во время мора, а посевы уничтожил град. Однако насекомых было столько, что вскоре не осталось во всем Египте ни одной свободной емкости, а саранча все пребывала и пребывала. Она сожрала все, что уцелело после града. В считанные часы по всей стране невозможно было отыскать ни листика, ни травинки. Уничтожив растения, саранча принялась за несъедобные предметы, а самые нахальные особи пытались отъесть отдельные члены египтян.
Фараон велит доставить ему Моше и Аарона.
– Согрешил я перед Богом, Всесильным вашим, и пред вами. А теперь прости грех мой лишь на этот раз, и помолитесь Богу, Всесильному вашему, чтобы Он отвратил от меня только эту смерть, – сказал он представшим перед ним старцам.
Слова фараона не искренние, поэтому он ничего не обещает взамен, а Моше ничего и не просит. Время этого наказания закончилось. Египет не должен погибнуть раньше срока определенного Господом. Потому Моше, выйдя от фараона, возносит молитву. И вновь налетает сильный ветер, теперь с другой, противоположной стороны, легко подхватывает саранчу и сбрасывает ее в море Ям Суф (5). И вмиг исчезла саранча во всей земле Египетской, даже та, которую самые запасливые из египтян успели засолить в бочках.
Девятая казнь: тьма.
Последняя казнь из третьей тройки пришла без предупреждения. Как только Моше, по велению Бога простер руку к небесам, тьма окутала Египет и продолжалась шесть дней. А почему не семь, как все остальные казни? Потому что тьма седьмого дня по решению Бога была отсрочена. Она опустится у моря Ям Суф, когда фараон с египтянами будут преследовать евреев.
Тьма, покрывшая Египет, была совершенно особой. Это не просто отсутствие света, как в ночь с небом затянутом облаками. Это была та самая, первозданная тьма – хошех, самостоятельная субстанция, вроде той темной материи или гипотетической темной энергии из современных представлений о вселенной.
Сначала казалось, что ничего ужасного не происходит. Стало просто темно, и египтяне зажгли факелы, стараясь разогнать темноту. Факелы ярко горели, но проку от них было мало. Уже на расстоянии вытянутой руки ничего не было видно. Затем факелы и вовсе погасли.
«На четвертый день Тьма так сгустилась, что превратилась в плотную массу. Как только это произошло, египтяне уже не могли двигаться: тот, кто стоял, должен был оставаться в таком положении следующие три дня, а тот, кто сидел, не мог встать. Пока египтяне оставались неподвижными в сгустившейся тьме, они слышали чьи-то шаги, звуки открывающихся дверей, но египтяне не могли встать и выгнать непрошенных гостей. Этими гостями были сыны Израиля. Моше сказал им, что, покидая Египет, они должны попросить у своих соседей золото и серебро. Поэтому теперь евреи ходили в дома египтян, чтобы высмотреть у них все ценное и потом сказать им: “Дай мне то, что лежит у тебя в таком-то ящике”» (6).
Евреи, как видно из приведенного отрывка, никак не страдали от тьмы. Они ее просто не замечали. Для них она как бы и не существовала вовсе. Они сидели в домах своих, наполненных светом, ели, пили и ликовали. И только грешники и нечестивцы из среды детей Исраэля, те, кто хорошо устроился в Египте и не желал уходить, говорит предание, умерли под покровом темноты. По милости Божией умерли в темноте, чтобы избежать насмешек со стороны египтян и чтобы не смогли сказать египтяне: «Они тоже подвергнуты каре, как и мы».
Через шесть дней тьма неожиданно сменилась светом, и все стало как прежде. Фараон тут же приказал привести к нему Моше и Аарона и сказал:
– Так и быть, пусть дети идут с вами, но скот ваш мелкий и крупный пусть останется на месте.
Но Моше больше не выступает в роли просителя. Его слова дерзки.
– Ты (сам) тоже дашь нам в руки жертвы и всесожжения, чтобы мы принесли (их) Господу, Богу нашему. И также наш скот пойдет с нами, не останется ни копыта…
Фараон вышел из себя и закричал в гневе:
– Теперь убирайтесь! И берегитесь, чтобы не видеть больше вам лица моего! Ибо в день, когда увидишь лицо мое, умрешь!
– Верно сказал ты, не увижу я больше лица твоего, – спокойно ответил Моше, и они повернулись, чтобы выйти вон.
Иллюстрация: Фрагмент из работы израильского художника Гади Поллака. Град.
(1) Рабби Моше Вейсман. Мидраш рассказывает.
(2) «Леанот» от многозначного корня «ана». Раши толкует фразу через «ани» в значении «нищий, убогий». Тогда обращение Бога к фараону можно понимать так: «Когда же ты осознаешь свое убожество?». В том смысле, что перестанешь мнить из себя божество.
(3) В оригинале – гитъалальти от корня «алал» – «показывать силу, издеваться, злодействовать».
(4) Первый стих 10 главы: «И сказал Бог Моше: Войди (бо) к фараону, ибо Я отягчил (неприступным сделал) его сердце».
(5) Ям Суф – «море камыша или тростника». В Синодальном переводе названо Чермным, которое обычно отождествляют с Красным морем, что противоречит первоисточнику. Другие считают, что именем Ям Суф в Торе назван или Суэцкий залив, или залив Акаба, или одно из озер, расположенных на Суэцком перешейке.
(6) Рабби Моше Вейсман. Мидраш рассказывает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *